Академик Аскар Акаев возглавлял Кыргызстан в течение 15 лет, откуда вынужден был бежать после «тюльпановой революции» 2005 года. Спустя девять лет его судьбу повторил президент Украины Виктор Янукович. Уехав из Кыргызстана, Акаев продолжил научную работу, в частности возглавив научный коллектив в Институте математических исследований сложных систем имени Пригожина МГУ, который занимается прогнозированием развития экономики, в том числе и предвидением кризисов. О ситуации на постсоветском пространстве и о российской экономике с Аскаром Акаевым поговорил корреспондент онлайн издания «Вестника Кавказа».
Аскар Акаевич, каков Ваш прогноз развития российской экономики, особенно после присоединения Крыма?
У России есть все ресурсы для динамичного развития — и природные, и, самое главное, человеческие. Все-таки россияне высокообразованные, здесь грандиозный человеческий потенциал, выдающаяся российская наука, поэтому у России есть все условия, все шансы для более динамичного экономического развития.
Я считаю, что российская экономика должна развиваться темпами в 7-8 %, потому что весь мир с учетом даже отсталых, слаборазвитых стран, включая страны Африки, движется темпами 3 % в год. Весь мир, в том числе и быстро развивающиеся экономики Китая и Индии. Весь мир! Китай, Индия развиваются темпами в 8-9 %, а российская экономика и должна, и способна развиваться темпами в 7-8 %. Но для того, чтобы этого достичь, нужна новая индустриальная политика, сильная, эффективная промышленная политика.
Как Вы оцениваете перспективы интеграции на постсоветском пространстве?
Сегодня нет альтернативы интеграции, потому что глобализация идет во всем мире. Одной из закономерностей глобализации является региональная интеграция. Мы видим, что вся Европа интегрируется, они хотят вовлечь другие страны в свою орбиту. Сейчас, например, борются за то, чтобы вовлечь в свою орбиту Молдавию, Грузию и другие страны. Поэтому у России и у соседей России, бывших советских республик, нет другой альтернативы, кроме как тесно интегрироваться в экономическом, политическом, во всех отношениях. Только сильная региональная интеграция поможет России и странам СНГ выйти на мировой уровень развития.
Каким Вы видите будущее Таможенного союза, Евразийского союза после этих событий на Украине?
Я убежден, что Таможенный союз будет развиваться независимо от того, что происходит на Украине. Конечно же, для самой Украины очень было бы важно присоединиться к Таможенному союзу, потому что украинская экономика получила бы новое направление. Сейчас она находится в катастрофическом состоянии. Украинская экономика чужеродна для европейской. Европейская экономика не интегрирует украинскую, она будет отторгать ее как чужеродный элемент. Что касается дальнейших шагов, я вижу, что на базе Таможенного союза в дальнейшем возможна крепкая евразийская интеграция, будет создан крепкий Евразийский союз.
Каковы перспективы сотрудничества со странами Южного Кавказа?
Со странами Южного Кавказа, конечно, сложнее. Хотя мы видим, что Армения сейчас вступает в Таможенный союз, но у Армении особый путь. Что касается Грузии, Азербайджана, то, наверное, у них будет свой вектор развития. Я не вижу никаких возможностей, чтобы они оказались в орбите евразийской интеграции.
[attachment:80793]