В Афганистане проходят президентские выборы, на которых около 12 млн человек голосуют за преемника Хамида Карзая: в бюллетенях – имена 8 кандидатов. Сообщает Euronews.
Это голосование называют первой по-настоящему демократической и свободной от внешнего вмешательства сменой власти в стране после падения исламистского режима талибов в 2001 году.
Президент Хамид Карзай, 13 лет назад назначенный главой временного правительства американскими посредниками, после двух сроков на высшем посту больше не может выставлять свою кандидатуру.
В своем обращении он призвал народ Афганистана прийти на участки и проголосовать за своего кандидата, несмотря на холод, дождь и угрозы терактов со стороны талибов.
Как полагает большинство наблюдателей, даже формально оставив власть, Карзай сохранит свое влияние на афганскую политику через лояльных ему кандидатов.
Таким считают прежде всего Залму Расула, бывшего министра иностранных дел Афганистана. Возглавляя МИД в течение 3 лет, он сопровождал Карзая во всех его зарубежных поездках, а вообще был близок к нему еще с начала 2000-х на ряде постов в сфере безопасности.
Ряд правительственных должностей, в том числе министра финансов, занимал и Ашраф Гани Ахмадзай, работавший и преподавший на Западе антрополог по образованию и один из самых видных афганских интеллектуалов. В страну он вернулся сразу же после терактов 11 сентября и стал старшим советником Хамида Карзая.
Вновь попытается занять президентский пост Абдулла Абдулла, снявший свою кандидатуру с выборов 2009 году , обвинив власти в масштабных подтасовках. Воевавший с советскими войсками офтальмолог по профессии Абдулла Абдулла был советником “панджшерского тигра” Ахмада шах-Масуда и позднее министром иностранных дел при Карзае.
Если первых двух ведущих кандидатов поддерживает скорее пуштунское большинство населения страны, вотчина Абдуллы Абдуллы – населенный афганскими таджиками север.
Ряд терактов в преддверии плебисцита и угрозы талибов сорвать субботнее голосование на вид не уменьшили энтузиазм избирателей – в том числе женщин, – хотя наблюдатели и предсказывали, что около 10% участков могут не открыться из-за проблем с безопасностью.