Сегодня исполняется ровно 4 года с тех пор, как в Кыргызстане произошла революция. 7 апреля 2010 года тысячи недовольных властями вышли на митинг, который перерос в беспорядки и изгнание президента Курманбека Бакиева и его семьи. В ходе беспорядков были жертвы, как среди граждан, так и среди представителей правоохранительных органов.
Спустя 4 года все еще актуален вопрос, помогла ли та трагедия достичь поставленных целей? Изменилась ли жизнь кыргызстанцев к лучшему? На вопросы K—News ответили депутаты Жогорку Кенеша и члены правительства.
Джоомарт Оторбаев — премьер-министр Кыргызстана: Жизнь изменилась, люди стали лучше жить. Но этого недостаточно, уровень недостаточный. Нужно работать дальше в этом направлении.
Ирина Карамушкина — депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК: По общему мнению, которое я слышу от избирателей, ничего не изменилось. Может быть, люди просто не замечают изменений, потому что в советское время было все стабильно? Я считаю, что сегодня у нас затянувшийся перестроечный момент. Главой государства посеяно зерно, чтобы люди смогли очищаться от коррупционных составляющих, чтобы люди начали проводить реформы. Но у нас в политике, к сожалению, больше развиваются сорняковые составляющие, они проникли и в парламент, и правительство. Как только начинаешь наводить порядок, происходит сопротивление, блокирование хороших начинаний, они не дают прорости важному, хорошему. Я вижу, что наши граждане живут с надеждой, что мы должны прорваться. Пока мы не отойдем от региональных, местечковых мнений, как бы продвинуть своих, а не самого ответственного, мы так и будем хромать. Мы еще не достигли того, чтобы сказать, что хотя бы половина дела сделана, еще предстоит сделать очень много. Это тяжелый путь, но никто за нас ничего делать не будет.
Мне избиратели рассказывают, что в городе Исфане почти около каждого двора стоят машины, кафе, рестораны по вечерам заполнены. Мне кажется, это показатель того, что люди, пусть даже чуть-чуть, но лучше жить стали. Конечно, есть имущественный разрыв. В любой стране это есть, и чем больше разница, тем больше возмущения граждан. Поэтому властям нужно думать, как сокращать этот разрыв.
Тайырбек Сарпашев – первый вице-премьер-министр Кыргызстана: Все можно измерить, все можно подвергать какому-то измерению, но человеческая свобода, свобода страны – это неизмеримая ценность. Люди за 2 тыс. лет не поменялись, и 2 тыс. лет назад люди стремились к свободе и равенству. И вот эту свободу Кыргызстан получил в 2010 году очень высокой ценой. Для меня это очень знаменательное событие, я думаю, для всех кыргызстанцев это такое же событие. Я своим детям буду рассказывать об этом, я своими глазами видел, что происходило в 2010 году. Жизнь, конечно, изменилась, люди стали свободнее, не стало семейного правления, не стало давления, гонения. Вспомните, что было 5 лет назад – за инакомыслие журналистов скидывали с балкона многоэтажного дома, уничтожали. Сейчас этого нет.
Жылдызкан Джолдошова – лидер парламентской фракции «Ата-Журт»: К сожалению, я не могу сказать, что жизнь жителей Кыргызстана изменилась к лучшему. Это зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
Внешние факторы – во всем мире экономический и политический кризис, валюта выросла, цены на продукты питания и товары народного потребления выросли. Мы все получаем из дальнего и ближнего зарубежья, а сами выпускаем очень малый перечень товаров.
Внутренние факторы – мы не делаем акцент на сельскохозяйственных вопросах, хотя мы аграрная страна. Пока мы не начнем развивать агарный сектор, создавать рабочие места, развивать промышленность, все будет только хуже. У нового правительства должна быть программа не только по развитию сельскохозяйственного сектора, но и по развитию всех сфер. К сожалению, мы получаем много кредитов и грантов, которые направляем не туда, куда нужно. Деньги уходят на такие проекты, как дорога север-юг. Да, нам нужна эта дорога, но может быть, стоило деньги сначала направить на что-то другое, на промышленность, например, а потом строить дорогу? Нам нужно создавать доходообразующие предприятия, пусть и на кредитные и грантовые средства.
Я считаю, что апрельские события не достигли своих целей. Тогда народу обещали, что проблемы будут решены, но по объективным и субъективным причинам этого не случилось. Где-то помешали внешние факторы, где-то внутренние.
Если мы сможем сохранить мир, стабильность, то улучшения будут. А для этого власть должна проводить честную и справедливую политику. Если народ не будет доволен, исход мы уже видели. Поэтому власть должна работать только на благо народа, истинная власть находится в руках народа.
Темир Сариев – министр экономики: Сейчас мы строим парламентскую демократию, даже те страны, которые строят ее уже давно — в Англии более 400 лет, в Америке более 200 лет — имеют определенные проблемы, в том числе в государственном управлении, даже выборная система дает сбой. Поэтому было бы преждевременно говорить, что за 4 года мы все создали и все сделали. Мы только на начальном пути, мы будем строить парламентскую демократию, а для этого нам нужен очень сильный парламентский институт, политические партии, которые имеют свои историю, традиции. Все это нам придется наверстывать, наживать.
Что касается сдвигов, я думаю, они есть, сдвиги есть в сознании людей, поэтому то, что происходит в парламенте или местных кенешах, это издержки развития. На первый взгляд мы можем почувствовать, что где-то что-то хаотично, есть сумбур, но это закономерно, потому что мы только на начальном пути. Успех придет, обязательно, если мы выдержим, будем подчиняться установленным правилам. Самое главное, чтобы мы научились жить в новых условиях, в том числе и власть должна научиться работать в новых условиях, а особенно – оппозиция. Сегодняшняя оппозиция допускает ошибку, она думает, что можно повторить то, что было в прошлом, а в прошлом была система, когда голос оппозиции никто не слышал. В новой Конституции мы заложили нормы, что в парламенте обязательно должна быть оппозиция, что 2 комитета парламента должны принадлежать оппозиции, такая же приоритетность существует в формировании избирательной комиссии, Счетной палаты. На местных выборах представлены многие партии. Все это создает базис для того, чтобы была открытая, прозрачная система управления.
Что касается экономических сдвигов, в прошлом году был заложен хороший темп роста, нам нужно его сохранить. Самое главное – строить новые заводы, фабрики, создавать новые рабочие места, расширять налоговую базу, создавать хороший инвестиционный климат, чтобы к нам приходили новые технологии, новый менеджмент. Все это будет давать рост экономики.
Карганбек Самаков – депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен»: Попытки улучшить жизнь, конечно, есть. Написана стратегия развития, самое главное – нет семейно-кланового режима. Конечно, нельзя сказать, что все коррупционные схемы, скрывавшиеся за семейным управлением, исчезли, но мы к этому идем. Но хотелось бы больших изменений. Меня расстраивает то, что мы топчемся на одном месте с бюджетом в 2 млрд долларов. Конкретных финансовых реформ пока не видно. Больших изменений нет, но есть шаги по установлению мира, экономической стабильности и инвестиционного климата. Нужно укреплять вертикаль власти, чтобы какой-то чиновник, которого освободили от должности, не выходил с утра на площадь и митинговал. Должен быть жесткий порядок.