«На следующей неделе необходимо провести общественные слушания, я тоже приму участие. Пригласим представителей ассоциаций, проведем еще один раунд, дадим неделю срока. В течение недели утвердим этот вопрос, будем учитывать все мнения», — сообщил премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев на заседании правительства в пятницу.
В повестку дня кабинета министров внесен проект постановления «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике».
Глава ДПС КР Талантбек Исаев заметил, что по данному вопросу были проведены общественные слушания, обсуждение на телевидении, в интернете, социальных сетях.
Вице-премьер-министр КР Абдырахман Маматалиев по безопасности отметил, что введение запрета на ввоз не требует отлагательств.
«Среди стран СНГ по количеству ДТП мы находимся на первом месте. Человеческая жизнь стоит на первом месте, а мы занимаемся бизнесом, пренебрегая самым ценным. В этом случаем, можно ограничить предпринимательскую деятельность. Столько, сколько погибло в афганской войне, столько же погибло на дорогах в Кыргызстане. Когда наши соседи запретили ввоз таких автомобилей, то весь этот поток хлынул в Кыргызстан», — заметил Маматалиев.
По мнению министра финансов КР Ольги Лавровой, прежде чем вводить запрет, необходимо подумать над альтернативными мерами.
«Ежегодно 1 млрд 359 млн сомов поступает от ввоза машин из Японии. Мы должны продумать альтернативные меры. Наша доходная часть не так стабильна, поэтому мы должны подумать над компенсационными мерами», — сказала Лаврова.
Как сообщалось ранее, за последние годы численность автомобильного парка республики динамично растет, и на сегодняшний день общее количество транспортных средств зарегистрированных в КР составляет 991 тыс. 888 единиц. Из них 127 тыс. 383 единицы имеют рулевое управление, расположенное с правой стороны автомобиля, что составляет 13 % от общего количества автомобилей.
Количество автотранспортных средств с правым расположением рулевого управления, завезенных в республику, увеличивается с каждым годом, и в последние 5 лет прирост составил в среднем 36 % от общего количества автомобилей, завезенных в страну.
По данным правительства, резкое увеличение количества автотранспортных средств с правым рулем отрицательно сказалось на состоянии безопасности дорожного движения и способствовало в определенной мере увеличению количества ДТП. То есть, несмотря на тот факт, что такие автомашины составляют всего 13 % от общего количества машин, по показателям аварийности их участия также увеличивается с каждым годом, их удельный вес в 2013 году вырос до 21,4 % от общего количества ДТП.
В мировой практике принято, что в целях обеспечения безопасности пассажиров у автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока движения – слева в странах с правосторонним движением, и справа — в странах с левосторонним движением.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике» на дорогах Кыргызстана установлено правостороннее движение автотранспортных средств.
«В данное время количество праворульных автомобилей составляет 13 % от общего количества, ввоз составляет 36 %. При таком темпе ввоза автомобилей данной категории, в скором времени их количество может составить 50 % от общего количества автомашин. При такой ситуации остро встанет дорожная проблема, которая потребует несколько миллиардов сомов для модернизации автодорог (замена разметки дорог, светофоров, дорожных знаков и всех нормативно-правовых актов, касающихся дорожного движения)», — отмечают в праивтельстве.
Основной целью проекта постановления «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике» является одобрение проекта закона, который приведет к:
— снижению уровня пострадавших и смертности на дорогах с участием праворульных автотранспортных средств;
— повышению эффективности и безопасности функционирования автомобильного транспорта.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
— формирование и совершенствование нормативно-правовой базы и ее гармонизация с требованиями международного законодательства и стандартом, создание условий для инвестиционной привлекательности транспортной отрасли;
— улучшение качества и инфраструктуры автомобильных дорог;
— увеличение качественного уровня подготовки водителей транспортных средств;
— осуществление эффективного надзора за дорожным движением, обеспечение соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.
В случае введения запрета на ввоз праворульных автотранспортных средств может увеличиться недовольство со стороны импортеров и граждан, планирующих приобрести такие автотранспортные средства. Следует отметить, что любой запрет на предпринимательскую деятельность со стороны государства является самой жесткой формой государственного регулирования. Введение запрета на ввоз в республику праворульных автотранспортных средств направлен на снижение количества ДТП, следовательно, сохранению жизни людей.