Необходимо менять подходы к распределению бюджетных мест, руководствуясь государственным заказом вузам на подготовку специалистов, и предусмотреть механизмы возврата бюджету средств, затраченных государством на образование, при отчислении студента или их отказе в дальнейшем работать. Такое заявление сделал президент Алмазбек Атамбаев, сообщили в отделе информационной политики Аппарата главы государства.
25 апреля президент одобрил предложения экспертного сообщества по оптимизации системы высшего образования и направил их премьер-министру КР Джоомарту Оторбаеву для рассмотрения и реализации.
«Интересы будущего Кыргызстана требуют кардинального изменения государственной политики в области образования, которая должна быть нацелена на обеспечение действительно качественной подготовки специалистов, объективно необходимых стране», — отметил президент.
Сфера образования является важнейшей составляющей развития государства, а государственные расходы на сферу образования составляют более 20 % в общих расходах бюджета страны. В систему образования вкладывается каждый пятый сом бюджета.
«Сегодня каждый двадцатый гражданин Кыргызстана является студентом высшего учебного заведения. В стране функционирует 52 вуза, в которых обучаются более 200 тысяч студентов но главной проблемой, которая мешает Кыргызстану развиваться стабильно, является нехватка квалифицированных кадров и функционально грамотных специалистов. Около 80 % студентов вузов обучаются на контрактной основе. Оплата за год составляет от 15 до 50 тыс. сомов. Вузы набирают практически всех, имеющих возможность оплачивать. В итоге выпускники, которые массово получают дипломы, создают дисбаланс на рынке труда, растет число безработных с высшим образованием», — подчеркнул Алмазбек Атамбаев.
За счет средств бюджета в вузах обучается свыше 30 тыс. студентов, на что ежегодно государство тратит 723 млн сомов.
Реализация одобренных президентом в целом рекомендаций будет соответствовать задачам Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, и может стать значительным шагом по улучшению ситуации в системе высшего образования.