Недавно глава департамента туризма Максат Чакиев назвал Баткенскую область «туристически депрессивной», наряду с Таласщиной. Поэтому на днях в этом «медвежьем углу» состоялся II Международный форум «Баткен-2014. Развитие туризма – ключ к благосостоянию региона». Организаторами стали местные чиновники, представители ПРООН и ОБСЕ.
Как заявил губернатор Жениш Раззаков, в области находится около 100 объектов, привлекательных для гостей. Край может принять до 10 тысяч человек в год. Турбизнесом занимается около 20 фирм.
[attachment:83410]Баткенская область возникла как самостоятельная административная единица лишь в 1999 году.
Что же может привлечь людей в самый отдаленный регион Кыргызстана?
Баткенские земли отличаются удобным географическим расположением в Ферганской долине. Издревле здесь пролегала одна из ветвей Великого Шелкового пути, караваны проходили отсюда в Самарканд, Бухару, Ташкент, Хиву и Кашгар, что способствовало расцвету экономики и культуры Туркестана. Да и сейчас массив служит ключевым узлом на стыке рубежей КР, РУз и РТ.
Здесь есть поразительной красоты лесные угодья, плодовые сады и изумрудные ущелья, обжигающие холодом ледники и пустыни, как на Марсе, живописные перевалы и оазисы, грозные каскады и бирюзовые озера, масса источников минеральных и термальных лечебных вод. А также историко-культурные и археологические объекты, коллекции петроглифов, стоянки пращуров, несколько древних поселений периода I-VI веков н.э. и городищ IX-XVI веков, представляющих большой интерес для исследователей.
В теснине величественных гор, контролируя с высоты все стратегические проходы, до сих пор стоит крепость Кан с двумя коническими башнями. Эта цитадель с XVII века олицетворяла могущество кокандского ханства.
Неподалеку от Кызыл–Кии в живописном каньоне прямо из голой скалы на высоте 15-20 метров бьет белопенистый поток Абшир-Ата. Он низвергается с таким ревом, что уши закладывает, а фонтан брызг у подножия создает стену водяного тумана. Вода очень вкусная, ее даже используют для производства хмельного напитка тамошние пивовары.
[attachment:83411]Никто не знает, откуда берет старт Абшир-Ата! Поверх горы — каменное плато, где нет ручьев. Водопад же бьет мощным напором. Скорее всего, где–то в недрах прячутся артезианские воды, пробившие себе путь наверх за миллионы лет упорных поисков.
Неподалеку от облцентра раскинулся участок Намазгой, где прямо на граните отпечатались причудливые вмятины. По преданиям, здесь спешивался когда–то с верблюда могучий Токо-баатыр. Местные верят, что одна из ямок в камне образовалась, когда великий Токо ненароком упал. Есть отпечаток правой ступни героя, и место, где увяз его двугорбый помощник… Намазгой часто посещают хворые да немощные — жертвоприношения совершают, прося здоровья у Аллаха. Легенды приписывают этой земле исцеляющие свойства.
Особенно много древних отпечатков находят в окрестностях Кадамджая. На берегу реки раскинулось святилище Азирет–Али, охраняемое двумя застывшими в камне тиграми. В незапамятные времена странствующий пророк Али якобы остановился здесь на привал и столь истово молился, что продавились под ним прибрежные валуны. Пророка уже давно нет, но с тех пор Азирет–Али стал объектом посещения для верующих со всего Южного Кыргызстана. Бывал пророк и чуть далее – в крохотном анклаве Шахимардан, являющемся курортной зоной Узбекистана…
[attachment:83412]Знатоки очень ценят ляйлякские ковры и поделки. Ручная, штучная работа!
В Баткене немало и пещер, кои наверняка вызовут интерес у спелеологов, любителей андеграундных тайн. К примеру, на окраине Айдаркена есть Сель-Ункур, который был обжит еще троглодитами каменного века, да и впоследствии в катакомбах селились люди, о чем свидетельствуют научные находки. А в пещере Кан-и-Гут (Заук-Кур), расположенной в урочище Шадымир и имеющей несколько шахтных колодцев, аж с VI-XI веков добывались ценные руды, в том числе серебро. Протяженность только разведанных лабиринтов составляет примерно 30 км. Согласно легендам, внутри находится фигура спящего верблюда с глазами из самоцветов, прибежище джиннов, ограды из драгметаллов, и т.д. Также есть любопытные гроты возле сел Ак-Турпак, Дивойрам, Зардалы. В пещере Калмак-Ункур на берегу реки Кёк-Суу можно увидеть зал с высокими сводами и фантастическими природными натеками, а также подземное озерцо. А в пещере Джийдели — красивые кристаллические образования.
[attachment:83413]Известный скульптор Тургунбай Садыков решил перенести свои монументальные работы в родной край. В частности, центр Баткена украсила Статуя свободы, некогда высившаяся на площади Ала-Тоо в Бишкеке…
В Катранской зоне радует взор громадное дерево… Македонского. Мол, проходил тут как-то раз Александр Двурогий со своим войском и подумал: «Дай–ка я на память у дороги дерево посажу…». Могу заверить — Македонского здесь помнят до сих пор. Как и легенду о Захир ад-дин Мухаммаде Бабуре, прославленном державнике и полководце, правителе Ферганы и прочих владений, ставшим основателем династии Великих моголов в Хиндустане. В кишлаке Баул на высоте 2430 метров высится колоссальных размеров и толщины (в пять человеческих обхватов!), природное чудо со следами удара молнии, подпирая могучую крону, уходящую в поднебесье. Якобы этот платан самолично высадил в XV столетии будущий император.
На левом берегу реки Ак-Суу находится ботанический заказник «Чырагдан» площадью 500 га, предназначенный для охраны сухостепной растительности и местных тюльпанов.
[attachment:83414]Многим в Кыргызстане известен эндемичный айгуль, которым баткенцы гордятся по праву. Правда, видели этот красивейший лунный цветок, овеянный мифами, очень немногие…
Также все наслышаны о баткенских сортах абрикоса и вяленой кураги. Есть также виноград, яблоки, груши, персики, черешня и вишня, айва, гранат, инжир, и т.д.
[attachment:83415]Урюк, и другие сладкие культуры, занимают в Баткенской области площадь свыше 8000 гектаров.
…Полномочный представитель правительства в Баткенской области Ж.Раззаков считает, что для поддержки имиджа региона, благоприятного для посещений и бизнеса, следует активней участвовать в туристических ярмарках, создавать частные пансионаты, улучшать маркетинговую работу, реконструировать автодороги, ведущие к достопримечательностям. Помимо того придется модернизировать 80 % этого потенциально выгодного сектора, укрепить маттехбазу туробъектов, организовать профподготовку сервисного персонала, усовершенствовать систему рекламно-информационного обеспечения, шире продвигать национальный туристический продукт на внутреннем и внешнем рынках.
Иначе о доходности отрасли не стоит и мечтать…
Усугубляет положение вопрос с водообеспечением. А вода на Востоке – это жизнь! Несмотря на то, что гидросеть области включает 190 рек общей длиной 2,5 тыс. км., а также 6 месторождений подземных вод, H2O здесь в дефиците. Как для хозяйственных нужд, так и для питья. Ситуацию не спасает даже Торткульское водохранилище вместимостью 90 миллионов кубов. Дабы пресечь утечку, дно этого уникального котлована в 70-х годах выложили пленкой.
[attachment:83416]Торткульское водохранилище можно, при желании и финансах, превратить для баткенцев и туристов в свой маленький курортный Иссык-Куль.
Тяжело даже в самом облцентре, так как многие водоемы загрязнены канализационными стоками. Очистные сооружения Баткена, построенные еще в пору СССР, фактически разрушены, грязь попадает в дренажные каналы и далее в оросительный канал, также используемый для питья. Отсюда периодические вспышки разной заразы. Хорошо хоть доноры подсобляют: благодаря одному из проектов ОБСЕ здесь начато строительство водопровода «Каптархана» протяженностью почти 11 км, который обеспечит водой более 1,6 тысячи хозяйств. Это снизит риск конфликтов из-за питья и полива, в целом укрепит инфраструктуру, сделав ее более привлекательной для туристов.
Увы, но на пути достижения этих задач по прежнему немало барьеров. Включая обеспечение безопасности. Угрожающими являются самые различные факторы: межгосударственные трения, пограничные конфликты с жителями анклавов и военнослужащими сопредельных стран, периодическое блокирование транспортной сети дехканами, и даже то, что регион подвержен серьезному риску перманентных стихийных бедствий – селей, потопов, землетрясений…
Да, Баткенскому аэропорту недавно повысили статус до международного, но чтобы реально сделать эту воздушную гавань посещаемой, предстоит еще мно-о-огое сделать. Пока что в далекий край добираются из Оша по автотрассе, подвергаясь излишне придирчивому досмотру на границах с чужестранным анклавом Сох. А это, ясен перец, не прибавляет энтузиазма. Либо до Баткена в обход придется пылить, по объездной, тратя лишний бензин. Так что властям КР либо новое шоссе пора делать комфортным, либо с узбекскими «зелеными фуражками» договариваться об упрощенном пересечении туристами Сохского района…
Не стоит забывать и об активизации клерикального подполья, что также настораживает гостей. После захвата боевиками ИДУ в 1999 году группы геологов из японского агентства JICA, дипломаты Страны Восходящего солнца много лет кряду не советовали своим подданным посещать Баткенскую область. На всякий пожарный… Мало кто знает, но в 2000 году в плену у тех же джихадистов побывало минимум три команды альпинистов: из США, Германии и российско-украинская пятерка смельчаков.
Между тем, при должном обеспечении настоящей безопасности, приток горовосходителей можно и НУЖНО увеличивать. Наряду с конным, лечебно-оздоровительным, этнографическим и охотничьим туризмом, это направление в Баткене представляется наиболее перспективным.
[attachment:83417]В Баткенской области есть нереальной красоты и фантастической сложности маршруты, где вертикаль порой достигает 1500 метров отвесных стен. Их мечтают покорить скалолазы всего мира. Представьте, какой это адреналин суметь взобраться на гладкую, как поверхность утюга скалу высотой в целых полтора километра!
Пора, пора уже активистам из Баткенской области при поддержке международных партнеров возродить былую славу лагеря «Дугаба» в Кадамджайском районе, где начинаются обширные альпийские луга, продолжающиеся до самых границ вечных снегов. А также турбаз «Ак-Суу», «Озгоруш» и других, составляющих основу рекреационной системы области.
Не партизаны должны колобродить с оружием в горах этого удаленного региона, а мирные спортсмены! Чтобы взойдя на сапфировые пики кыргызской Шангри-Ла, любители экстрима могли оттуда восторженно пропеть: «Весь мир на ладони — я счастлив и нем, и только немного завидую тем, другим, у которых вершина еще впереди!»