На заседании рабочей группы Совета обороны накануне был рассмотрен предварительный анализ проблем, связанных с коррупцией в системе Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Госстрой).
Эксперты, проводившие работу в течение 3 месяцев, предварительно выявили 10 следующих коррупционных зон в сфере градостроительства и архитектуры:
— управление земельными ресурсами (регулирование порядка предоставления и использования земельных участков под строительство объектов различного назначения);
— планирование развития и застройки территорий (градостроительная документация, правовое зонирование);
— регулирование порядка выдачи разрешительных документов на строительство объектов различного назначения;
— выдача технических условий на подключение объектов к инженерным сетям;
— государственный архитектурно-строительный надзор за строительством объектов и порядок приемки построенных объектов в эксплуатацию (здесь – совмещение двух зон коррупционных рисков);
— регистрация прав земельных участков под цели строительства и регистрация прав собственности построенных объектов;
— лицензионное регулирование субъектов архитектурно-градостроительной деятельности;
— государственные закупки в системе Госстроя КР;
— кадровая политика в системе Госстроя КР.
Экспертная группа из представителей бизнес-структур, гражданского сектора, Госстроя КР и Секретариата Совета обороны и МВД КР выявила функционирование около 30 устойчивых коррупционных рисков и схем в системе Госстроя, которые зачастую пересекаются со смежными уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Эксперты указали, что устойчивые коррупционные схемы практикуются госорганами архитектуры и строительства на всех этапах строительства объектов различного назначения частными застройщиками – на этапе выбора и формирования земельного участка органами архитектуры, подготовки документов на предоставление земельных участков под строительство объектов, находящихся в муниципальной собственности, а также при проведении торгов по предоставлению земельных участках в органах МСУ.
Коррупционные схемы, существующие при выдаче разрешительных документов на строительство объектов различного назначения, связаны с оформлением разрешительных документов территориальными органами архитектуры «задним числом», т.е. на уже построенные объекты.
Только в Бишкеке выявлен целый ряд незаконно построенных объектов без разрешительных документов, к которым не применены меры ответственности, т.е. застройщики, зная о сложившейся коррупционной системе в органах архитектуры и о безнаказанности, предпочитают не получать разрешительные документы на строительство в установленном порядке, а решать вопросы уже по завершению строительства. Вопросы безопасности в этом случае никого не интересуют.
Чтобы получить разрешительные документы на строительство в органах архитектуры, требуется предоставлять различные документы, не предусмотренные законодательством Кыргызстана. При этом принцип «единого окна» не работает, а сроки рассмотрения документов затягиваются, что вынуждает застройщика решать вопросы неформальным способом для ускорения и положительного решения вопроса.
На этапе оформления разрешительных документов на строительство необходимо получить технические условия на подключение к сетям в инженерных службах. Здесь основные коррупционные риски и схемы заключаются в манипулировании информации о точках подключения и мощностях, в навязывании обременительных условий и излишних документов для выдачи технических условий, а также в затягивании сроков их выдачи. На этом же этапе застройщиков принуждают передать на баланс инженерных служб построенные сети без возмещения затрат (застройщику) на их строительство и реконструкцию.
В системе госзакупок в Госстрое, выполняющем функции единого заказчика по строительству объектов социально-культурного назначения, образования и здравоохранения и др. за счет средств республиканского бюджета, коррупционные риски и схемы возникают в связи с проведением тендера.
Победитель может предложить цену до 30 % ниже объявленной стоимости, заведомо зная, что впоследствии из-за сложившейся системы ежегодного финансирования объектов строительства, затраты на строительство можно увеличить из-за инфляции, удорожания строительных материалов и так далее.
Относительно кадровой системы Госстроя эксперты определили, что подавляющее большинство работников системы Госстроя КР (96,6 % или 1 тыс. 313 человек), не являясь государственными служащими, выполняют при этом государственные функции. Их принимают на работу не на конкурсной основе и без квалификационных требований, т.к. отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий принятие указанной категории работников.
Рабочая группа Совета обороны поручила экспертной группе продолжить работу совместно с руководством Госстроя и по мере готовности предоставить детализированный анализ с причинами коррупции и соответствующими мерами, направленными на демонтаж системной коррупции в Госстрое.