Похоже, Россия постепенно начинает менять отношение к событиям, происходящим в последнее время на востоке Украины. Изменения в риторике представителей высшего государственного руководства, начавшиеся с обращения Владимира Путина к украинским сторонникам федерализации с просьбой повременить с референдумом, сегодня принимают все более выраженный характер. По крайней мере, об этом могут свидетельствовать неоднозначные высказывания главы МИД РФ Сергея Лаврова, сделанные им во время интервью телеканалу Bloomberg. Передает Утро.ру.
Общаясь с журналистами, Лавров озвучил позицию российской стороны по двум самым важным на сегодняшний день вопросам, касающимся возможности ввода российских войск на территорию Украины и отношения к сторонникам федерализации из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
В первом случае из слов главы МИД можно сделать вывод, что Россия не собирается оказывать военную помощь ДНР и ЛНР и вводить войска на территорию Украины, даже если результаты президентских выборов 25 мая будут признаны ею нелегитимными.
«У нас нет никаких намерений отправлять какие бы то ни было отряды куда бы то ни было», — заявил Сергей Лавров, отвечая на вопрос журналистов. Что касается самих выборов, то, словам министра, Кремль будет судить об их легитимности исходя из результатов, но при этом российская власть «готова к сотрудничеству с любым руководством Украины».
Довольно четко Лавров высказался и на тему возможного присоединения к РФ восточных регионов Украины.
«Мы должны начинать не с гипотетического вопроса, кто кого может присоединить, а с того, как люди будут чувствовать себя в этой стране», — пояснил он. В данной ситуации эти слова можно трактовать, как заявление об отсутствии желания присоединить к России восток Украины.
Еще более интересно прозвучал ответ на вопрос о восточно-украинских ополченцах и их «пророссийской» ориентации: глава МИД РФ призвал не называть их «пророссийскими».
«Они не хотят быть названными «пророссийскими» или «проамериканскими», они хотят называться украинцами. Когда ты ждешь, что с тобой будут обращаться как с равными, а с тобой обращаются как с грязью или зверьми, или вообще полностью игнорируют, как киевские власти делали на протяжении двух или трех месяцев, тогда я понимаю людей, которые хотят привлечь внимание к своим проблемам», — пояснил министр.
Дипломатам, особенно такого высокого уровня, как Лавров, несвойственно делать пустых заявлений, и каждое их слово, сказанное публично, несет в себе вполне определенный смысл. Из этого можно сделать вывод, что глава российского МИД де-факто озвучил российскую позицию по данному вопросу.
Судя по словам Лаврова, Россия, по крайней мере, на нынешнем этапе, намерена дистанцироваться от донецких и луганских ополченцев. При том, что те в ходе своего противостояния с официальным Киевом нисколько не скрывали своей пророссийской ориентации. Об этом наглядно свидетельствовали многочисленные флаги РФ в руках ополченцев и на крышах захватываемых ими зданий, георгиевские ленточки и пророссийские лозунги.
Помимо этого, Сергей Лавров дал не менее элегантное объяснение и по другому дискуссионному вопросу — заявлению российского руководства об уважении итогов воскресных референдумов. Напомним, что среди экспертов и политиков оно вызвало двоякую трактовку.
«Попытка привлечь внимание проявилась, а армии было приказано идти и сражаться с ними (ополченцами). Тогда эти люди захотели взять свою судьбу в свои руки. Вот почему мы уважаем результаты прошедших там референдумов», — пояснил Лавров. Тем самым министр исключил возможность трактовки понятия «уважение», как признания Россией результатов референдумов.
Одним словом, из сказанного главой МИД РФ возникает стойкое ощущение, что российская сторона решила сделать паузу в своей достаточно активной украинской политике. Из чего уже сейчас можно сделать вывод, что «крымского» сценария на востоке Украины, скорее всего, не будет. Вероятно, роль России в конфликте все больше будет сводиться к исполнению функций авторитетного международного арбитра, а никак не его участника.