На общественное обсуждение вынесены поправки в конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Одна из приоритетных задач, которую попытались решить ряд парламентариев – устранение выявленных пробелов, противоречий и неточностей, а также исключение или замена не оправдавших себя нововведений в результате реформы избирательного законодательства.
При разработке законопроекта, разработчики опирались на общепризнанные принципы и стандарты в области избирательного законодательства, базовые ценности, практику проведения выборов в Кыргызской Республике, а также мнение отечественных и международных экспертов.
Так, предлагаемым законопроектом закладывается возможность для внедрения в избирательную практику новейших автоматизированных технологий, что позволит исключить нарушения и фальсификацию.
Законопроектом предлагается разделить компетенцию государственных органов по обеспечению свободы выборов, увеличить размеры избирательных фондов партий.
Если по действующему законодательству избирательные фонды могут формироваться за счет собственных средств политической партии, которые не могут превышать расчетный показатель более чем 200 тыс. раз, то теперь предлагается увеличить эту сумму до 1 млн раз.
Законопроектом исключается альтернатива обращения за разрешением спора в суд, учитывая, что суды, разрешая избирательные споры, правомочны лишь признать оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным и отменить его и не принимая решение по существу.
С учетом практики вымывания из списков политических партий женщин, что нарушало требования о квотах, в законопроект включены механизмы, позволяющие сохранить гендерные квоты.
Согласно проекту закона, распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка кандидатов политических партий производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии с учетом квот, установленных частью 3 статьи 60 настоящего конституционного закона. В случае если при распределении депутатских мандатов указанные квоты не обеспечиваются, Центральная избирательная комиссия направляет об этом уведомление политической партии, которая обязана в трехдневный срок предложить кандидатуру из списка кандидатов, обеспечивающую данные квоты. Если политическая партия не представит такую кандидатуру в указанный срок Центральная избирательная комиссия вправе по своему усмотрению распределить депутатские мандаты среди кандидатов из списка политической партии с учетом установленных квот.