Спокойствие и стабильность, похоже, еще не скоро воцарятся в нынешнем мире. Постепенно отступающий финансовый кризис, изрядно потрепавший американскую и европейскую экономику, уступает место новой глобальной напасти, последствия которой могут быть куда более серьезными и непредсказуемыми. Пишет Утро.ру.
Как сообщает РБК со ссылкой на исследование Vox Populi Risk, проведенное Citigroup, мир столкнулся с новой угрозой, которая заключается в росте политических рисков. По данным исследования, количество правительственных кризисов и массовых протестов за последние три года оказалось на 54% больше, чем за предыдущие десять лет.
Особое внимание эксперты Citigroup обращают на риски, связанные с ростом массовых выступлений в различных странах. Эти риски они относят к категории Vox Populi («глас народа» – лат.). Причем, если еще не так давно массовые выступления происходили преимущественно на региональном уровне, то сегодня они принимают глобальный характер. А движущей силой протестов все чаще становится средний класс, выражающий недовольство неэффективностью политических институтов, а также коррупцией правящих элит.
По мнению авторов исследования, новый тренд будет иметь серьезные последствия. Как минимум, это торможение политических и экономических реформ и ослабление политических коалиций. Значительно более опасными будут такие проявления, как рост национализма, массовые беспорядки, государственные перевороты и гражданские войны.
В том, что современный мир стремительно меняется, сомнений остается все меньше. Причины кроются в противоречиях, заложенных в действующих социально-политических моделях, сформированных в годы противостояния двух систем. Исчезновение этого противостояния с распадом СССР и образовавшийся в результате вакуум привели к ускоренной эрозии и разрушению этих моделей. Современный капитализм трещит по швам под напором, с одной стороны, социалистических веяний и мультикультурализма, с другой – являющихся реакцией на них националистических устремлений.
Все это расшатывает устои западной цивилизации. Она все еще играет определяющую роль в мировом развитии, но стремительно теряет силы под напором новых растущих систем.
Какими могут оказаться последствия этих рисков? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Можно лишь предположить, что нынешняя ситуация чем-то напоминает время, предшествующее началу Первой мировой войны. К ней, как известно, привел кризис колониальной модели мироустройства и растущие социально-политические и территориальные противоречия в Европе.
Некоторые косвенные признаки катастрофы начинают проявляться уже сейчас. В том, что они имеют общемировой характер, сомневаться не приходится – стоит взглянуть хотя бы на географию «арабской весны» и массовых антикапиталистических выступлений. Выльется все это в «третью мировую» или другую глобальную беду, сказать сегодня невозможно. Но предчувствие глобальных перемен буквально разлито в воздухе.