В Жогорку Кенеш внесли законопроект о национализации, инициированный «атамекеновцами» Омурбеком Текебаевым, Асией Сасыкбаевой, Ташполотом Балтабаевым и Гуласал Садырбаевой.
В предлагаемом проекте закона дается понятие о национализации, как принудительном отчуждении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Кыргызстана.
В законопроекте определен порядок национализации, который будет применяться в любом случае при национализации любого объекта.
«Национализация рассматривается законопроектом, как исключительная форма отчуждения имущества, находящегося в собственности физических лиц и негосударственных юридических лиц, и осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики, включая безопасность в экономической, экологической и информационной сферах», — отмечено в проекте.
Закон дает четкую регламентацию оснований инициирования процедуры национализации. При этом также учитывается, что национализация является исключительной формой отчуждения имущества находящегося в собственности физических и негосударственных юридических лиц.
Для разграничения сфер регулирования законодательства о национализации и законодательства о банкротстве установлены ограничения на национализацию имущества лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве или принято решение о признании его банкротом. Это избавит государство от необходимости принимать на себя обязательства банкрота, при этом процедура приобретения имущества в государственную собственность может быть реализована с использованием механизмов закона о банкротстве.
В проекте закона установлено, что особенности национализации расположенного на территории республики имущества, находящегося в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц и юридических лиц с иностранными инвестициями (резидентов Кыргызской Республики), могут быть установлены законом о национализации конкретного имущества. Эти нормы направлены на создание необходимых гарантий стабильности экономического оборота, гарантий соблюдения национального и международного законодательства.
Закон определяет, кому принадлежит инициатива проведения национализации, каким образом формируется комиссия по национализации, как определяется имущество, в отношении которого может быть принято решение о национализации, и кто приобретает право на национализированное имущество. Также законопроектом вводятся ограничения прав собственника имущества, в отношении которого начата процедура национализации.
Особое внимание в законопроекте уделено вопросам определения оценки стоимости национализируемого имущества. На основании норм гражданского законодательства законопроект вводит требование об определении рыночной стоимости национализируемого имущества с использованием института независимых оценщиков.
В документе подробно регламентированы права кредиторов, предусматривая определенные обязательства государства перед кредиторами. При этом в законе закреплено право собственника отчужденного в государственную собственность имущества, выдвигать против требования кредитора, возражения, основанные на отношениях между этим кредитором и лицом, имущество которого национализировано.
Стоит отметить, что в проекте закона также предусмотрено право собственника национализируемого имущества инициировать согласительные процедуры на любой стадии подготовки решения о национализации. Результатами согласительных процедур может быть оформление договора купли-продажи в порядке, установленном гражданским законодательством.