Нужно видеть разницу между детским трудом и детским рабством — Марина Джапаркулова

Автор -

    В Кыргызстане работает около полумиллиона детей. Такие данные указаны в одном из докладов Международной организации труда. При этом наше государство говорит о чуть более двух с половиной тысячах несовершеннолетних, вынужденных зарабатывать себе на пропитание. Почему такое расхождение в цифрах и какова реальная ситуация в нашей стране мы решили узнать во Всемирный день борьбы с детским трудом у начальницы Управления по защите детей Министерства социального развития Марины Джапаркуловой.

    Марина Кадырбаевна, как реально обстоит ситуация с эксплуатацией детского труда в Кыргызстане?

    По данным наших управлений социального развития, в прошлом году было выявлено 2 тыс. 552 работающих ребенка в возрасте до 18 лет. Если сравнивать эти цифры с 2012 годом, то число работающих детей сократилось на 72,2 %. При этом, к сожалению, детский труд продолжают широкой использовать, особенно в сельском хозяйстве, в торговле, на станциях техобслуживания. Но мы также отмечаем, что при меньшем числе работающих несовершеннолетних увеличивается количество вовлеченных в наихудшие формы детского труда. Именно поэтому с 2005 года в республике действует проект по искоренению детского труда в табачной отрасли. Вначале он охватывал два района, затем еще четыре.

    При этом в Кыргызстане принята очень сильная законодательная база против эксплуатации детей. Мы первыми в Центральной Азии ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка. Это было ровно двадцать лет назад. Конституция и Трудовой кодекс запрещают детский труд. По закону, труд до 14 лет вообще запрещен, ребенок от 14 до 16 лет может работать не более 5 часов, до 18 лет – только семь часов. Те, кто совмещают учебу и работу, в возрасте от 14 до 16 лет могут работать всего 2,5 часа в день, до 18 лет – 3,5 часа. Но международные стандарты разрешают работу с 15 лет. Отсюда разные цифры, и в целом – разное понимание детского туда. Ведь в нашей стране испокон веков дети помогали родителям по хозяйству, и учить труду никогда не было эксплуатацией. Другое дело, если это вредит ребенку, его здоровью, мешает учебе.

    По данным той же Международной организации труда, сегодня во многих странах существует подобная проблема.

    Детский труд – это действительно проблема не только нашей страны. Во всем мире сегодня подвергаются эксплуатации, по разным данным, от 215 до 250 миллионов несовершеннолетних. Причем, в бедных странах детский труд используют известные международные производители. Например, правозащитники говорят об использовании труда более ста тысяч детей Берега Слоновой Кости компанией Nestlé. В этом же обвиняют работающую в Китае компанию Pegatron Group, которая занимается сборкой продукции Apple. Труд детей от 7 до 17 лет используют крупнейшие табачные компании США. Потому что по американскому национальному законодательству, разрешен труд детей с 12 лет, если есть согласие родителей. В целом же в мире средний возраст работающих детей — от 5 до 10 лет.

    Вы сказали, что в Кыргызстане приняты различные законы по защите детства, но в реальности мы видим детей, которые целыми днями торгуют на базарах и в киосках…

    Силами МВД, наших социальных работников постоянно проводятся рейды по выявлению работающих детей, их мы стараемся максимально вернуть в школу. Поскольку это часто дети из неблагополучных семей, уже не только с ними, а со всей семьей работают наши специалисты. Составляются планы индивидуальной работы с семьей, оказавшей в трудной жизненной ситуации.

    В прошлом году по всей стране велась работа по 3 тыс. 931 плану, каждый второй реализован. То есть семьям оказана помощь в трудоустройстве, решении материальных, юридических, медико-социальных проблем. Ведь дети могут пойти на улицу зарабатывать не только от нищеты, но также из-за насилия в семье, жестокого обращения, рисков развода, алкоголизма, наркомании, увлечения родителей азартными играми и т.д. Это еще один из факторов роста детской преступности. По статистке последних лет, до 16 % краж совершают именно подростки.

    При этом в обществе нет точного понимания, какой детский труд полезен, а какой калечит. К примеру, сбор металлолома или макулатуры, как это было советское время, или уборка вокруг школы, — это определенная форма обучения, которую признают многие педагоги и психологи. Но сегодня, когда многие родители вынуждены уезжать на заработки, вся тяжесть домашнего труда ложится на плечи подростков. Особенно, в сельской местности, где у нас проживает 70 % населения.

    Можно сказать, что семья в наше время выступает жертвой экономической ситуации. Число родителей, у которых все мысли направлены только на то, чтобы прокормить детей, а не на должное их воспитание, все еще слишком велико. Всего в Кыргызстане 2 миллиона 66,3 тыс. детей. Министерство социального развития ежемесячно выплачивает пособия 336 тыс. детей из малоимущих семей, потому в их семьях доход меньше 640 сомов на человека. Эти дети, а их получается более 16 %, заведомо находятся в категории риска, могут быть вовлечены в различные виды труда. А ведь через 10-20 лет они должны стать основной силой общества. И единственный путь помочь этим детям реализовать себя – это образование.

    Из-за внутренней миграции многие дети, переехавшие вместе с родителями в Бишкек, не имеют документов и поэтому не могут ходить в школу. Есть точная статистика по ним и что делается для улучшения ситуации?

    Как я уже сказала, территориальные подразделения министерства на постоянной основе выявляют неблагополучные семьи, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, работающих детей и детей, не имеющих документов. Да, 2012-2013 годы показали рост на 23 % числа детей, не имеющих свидетельства о рождении. Но при этом более чем на треть увеличилось количество восстановленных документов.

    Конечно, наше министерство старается максимально охватить таких детей, также как работающих и любых других, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И здесь все общество должно действовать сообща. Исполнять закон и не брать на работу несовершеннолетних, вовремя ставить в известность соответствующие органы о детях, которые не учатся. Родители, общество в целом должны научиться видеть границу между детским трудом, который формирует личность, и рабством, которое лишает маленьких кыргызстанцев детства, а страну – будущего.

    Поделитесь новостью