Однако одним сокращением штата государственных чиновников проблему отсутствия реализации госпрограмм на местах не решить, считают эксперты Института исследований государственной политики АГУПКР. Они предлагают более простое решение при минимуме затрат бюджетных средств.
Так, 26 июня в АГУПКР прошла презентация результатов исследования «Реформа административно-территориальной системы и местного самоуправления Кыргызской Республики», проведенного экспертами Института исследований государственной политики АГУПКР совместно с представительством фонда Ханнса Зайделя в Кыргызской Республике еще в прошлом году. Однако актуальности исследование не только не потеряло, но, пожалуй, даже приобрело.
Исследование является серьезным и всесторонним трудом целого коллектива экспертов в области управления, в том числе и муниципального: Александра Третьякова, Асылбека Чекирова, Азамата Темиркулова, Медета Тюлегенова, Салика Мурзаева, Жалалбека Балтагулова.
Презентовавший результаты исследования один из его разработчиков Александр Третьяков объяснил, что одним сокращением штата государственных чиновников проблему отсутствия реализации госпрограмм на местах не решить. Потому что цель проводимых административно-территориальных реформ не направлена на повышение эффективности. По словам исследователей, «сокращение численности чиновников не означает, что оставшиеся станут лучше работать».
Более того, на местах (особенно в регионах и в селах по сравнению с городом) наблюдается явный дефицит управления при избытке управленческих единиц! В результате это выливается в низкое качество жизни населения территорий.
«Заместители акимов, акимы, ответственные секретари должны быть не политизированными, а профессиональными. Обязательно должны оцениваться результаты их деятельности, чтобы они работали на благо людей, точно отвечая их интересам и нуждам», – сказал Александр Третьяков.
«Элемент развития, заложенный в государственные программы, «теряется по дороге», физически не доходит до территорий. Нет корреляции между отраслевой программой развития и районной программой развития конкретной местности», – подчеркнул другой исследователь Асылбек Чекиров.
По словам исследователей, можно обойтись малой кровью при минимуме затрат средств из бюджета на упомянутую реформу. Нужно лишь осуществить переход от административно-территориального управления к административно-функциональному без изменения территориально-административного устройства. То есть достаточно перераспределить и четко разделить функции (властные, административные, сервисные) между существующими должностными лицами. И повысить ответственность чиновников перед населением.
Исследователи также предлагают сформировать два канала подчиненности, усилив роль и акима, местных районных госадминистраций, и территориальных госорганов. Ну а чтобы не было разгула коррупции и своеволия (как это уже было, когда акимам дали больше полномочий), акима нужно снабдить только административными функциями, а не всеми, считают исследователи.
По мнению многих экспертов, участвовавших в обсуждениях на круглом столе, ключевым уровнем управления сейчас является именно район, а вот областное управление – «искусственное образование», которое уже исчерпало себя и посему является нынче «лишним звеном».
Как рассказал напоследок руководитель проекта по Центральной Азии фонда Ханнса Зайделя доктор Макс Георг Майер, в ФРГ административно-территориальная реформа также проходила тяжело. К примеру, только половина их муниципалитетов в результате укрупнилась. Этот процесс оптимизации сел приходилось даже поощрять материальными компенсациями, возникало много споров, даже судебных тяжб, которые длились десятилетиями…
«Руководители аппаратов мэрий, районных госадминистраций, ответственные секретари айыл окмоту и прочие муниципальные служащие должны быть ответственны за разработку и реализацию стратегий развития местности. Поэтому для них должны проводиться курсы повышения квалификации, и эти кадры должны быть квалифицированными. Но этого нет», – заключил Макс Георг Майер.