Николай Харченко: 30 % строящих в Бишкеке фирм — халтурщики

Автор -

    Последние несколько лет Бишкек переживает строительный бум. Город меняется буквально на глазах – то здесь, то там стремительно вырастают новые «элитки». Но в погоне за скоростью и количеством строитель порой напрочь забывают о качестве. Флагман кыргызской экономики – строительство, нет-нет, да и вызовет волну возмущения у горожан, ведь нередко новые высотки строят на детских, спортивных площадках, а то и в парковых зонах. Мнение граждан о возникшем в сфере строительства хаосе подтверждают и сводки правоохранительных органов, возбуждающих уголовные дела в отношении органов, курирующих градостроительство.

    О том, что сегодня происходит в отечественной строительной индустрии, KNews решил побеседовать с инженером-строителем, чей стаж превышает 50 лет, Николаем Харченко.

    Николай Михайлович, в последнее время в обществе все чаще высказываются мнения о том, что в столице происходит строительный хаос. Вы согласны с этой позицией?

    В какой-то мере это явление имеет место быть. Многие строительные фирмы не соблюдают госстандарты (ГОСТ), строительные нормы и правила (СНиП) вплоть до проектной документации.

    Какие нарушения допускаются?

    Качество проектирования объектов строительства очень низкое, и в этой связи с ними трудно работать.

    Если я в какой-то мере могу разобраться с проектом, то человек с малым опытом работы с ним вообще не разберется. Я считаю, проектная документация должна создаваться не только для специалиста, но и чтобы любой человек мог в ней разобраться. Зачастую в документ вносят изменения без согласования с проектной организацией. Хотя проектировщики должны принимать в этом участие. Более того, они должны осуществлять авторский надзор, чтобы строительные работы проводились качественно.

    Частенько отсутствуют акты скрытых работ. Например, если рабочие делают армирование стен, перекрытий, то должен быть акт, подтверждающий, что в них положена арматура, а не солома. А если используют бетон, то необходимо наличие сертификата качества, подтверждающего, что в объекте использован бетон определенной марки.

    Многие в целях экономии делают бетон вручную, но при этом зачастую соответствующего качества не получается. Редко проводятся необходимые проверки, когда кубики бетона сдавливают специальным оборудованием для определения марки.

    Еще одним нарушением является ненадлежащее ведение журналов строительных работ. В большинстве случаев в начале процесса строительства этих журналов на стройплощадке нет. В советское время у нас все было четко. Ты пришел на объект, и у тебя должен быть журнал работ, журнал по технике безопасности, должны оформляться акты скрытых работ, сертификаты качества должны быть на каждый поступающий материал – арматуру, дерево, бетон, щебень, песок.

    К стройке должны быть очень серьезные требования, особенно к жилью. Не стоит забывать, что у нас район сейсмический, до 10 баллов. А потому необходимо исполнение всех положенных ГОСТов и СНиПов, отклонений быть не должно. Большей частью на строительных объектах – особенно на высотных зданиях и сооружениях – не соблюдается техника безопасности рабочих. Порою в строительных организациях нет и инженера по техбезопасности. С развала Советского Союза ни разу не видел, чтобы госорган, курирующий эти вопросы, проводил соответствующую проверку на объектах.

    В настоящее время многоэтажные здания лепят одно позади другого. Согласно требованиям СНИП по сейсмике, многоэтажки должны находиться друг от друга на расстоянии одной трети высоты здания – если дом завалится, то он упадет, не задев соседний. А у нас что? Все строят впритык. Если один дом упадет, то и рядом стоящий пострадает. И в большинстве своем у этих новых домов нет дворов, где детвора могла бы общаться со сверстниками.

    А как проводятся проверки качества объектов?

    Есть понятие «авторский надзор проектировщика», когда автор проекта контролирует и проводит проверку объекта. Раньше заказчик, заинтересованный в качестве строительства, в применении хороших материалов и соблюдении всех требований и норм, заключал договор с генеральным проектировщиком. Сейчас же в целях экономии средств договора с ними заключать перестали. Потому и получается, что, случись что, спрашивать не с кого.

    Кроме того эти вопросы должен курировать госорган по архитектуре и строительству. Но документально все может быть «в ажуре», а фактически никто ничего не проверяет, не смотрит.

    На Ваш взгляд, какой процент новых зданий построен по всем необходимым строительным нормам?

    У нас есть 60 % серьезных строителей, которые халтурой не занимаются, строят на совесть. А 30 % строителей – это халтурщики. И, естественно, это чревато последствиями, которые могут проявиться в будущем.

    Если человек захотел приобрести жилье в строящемся доме, на что он должен обратить внимание?

    Он должен ознакомиться с документацией этого проекта, куда входят и разрешение на строительство на определенном земельном участке, и экспертиза госпредприятий архитектуры, проектных организаций, которые могут дать анализ качества проекта. Но это тупиковое дело, ведь найти эти документы нелегко. Навряд ли фирма предоставит эту документацию. Кроме того, нужно обратить внимание и на саму фирму, которая занимается строительством.

    Поделитесь новостью