Проиграв суды «Ротафарму», депутат Айтматова взялась за «World Medicine»

Автор -
886

    Вопреки распространенному убеждению, не все кыргызские парламентарии равнодушны к обращениям избирателей. К примеру, депутат ЖК от партии «Ата Мекен» Ширин Айтматова по просьбе 40 сограждан, живущих на гемодиализе, подняла в парламенте вопрос о запрете препарата «Репретин», поставляемого в Кыргызстан «Ротафармом».

    Благодаря профессиональной настойчивости депутата Айматовой, медицинский вопрос получил не шуточный резонанс: в апреле 2013-ого в парламенте даже создали специальную рабочую группу по расследованию жалоб на «Репретин», в состав которой вошли не только народные избранники, но и представители Антикоррупционной службы ГКНБ, Генеральной прокуратуры и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями. К слову, в рабочую группу почему-то не включили врачей.

    В компанию, поставляющую «Репретин», зачастили сотрудники проверяющих инстанций. Компанию проверили вдоль и поперек все, за исключением разве что Министерства образования. Не найдя ничего противозаконного, проверили снова. И снова не нашли.

    Между тем в СМИ стали всплывать интересные факты. Сначала выяснилось, что профессор Калиев, опубликовавший статью о том, что «Репретин» – это «биосимиляр, не прошедший клинических исследований, с массой побочных эффектов», сам же в 2009 году выводил данный препарат на отечественный рынок. Потом эксперты из Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения КР (ДЛОиМТ) обратили внимание на то, что до того, как препарат «Репретин» стал побеждать в тендерах и стал объектом госзакупок, никаких нареканий ни у больных, ни у врачей, он не вызывал.

    Позднее шумиха вокруг лекарства и вовсе приобрела характер информационной войны. Достоянием общественности, обычно крайне равнодушной к корпоративным войнам, стало и название основного конкурента «Ротафарм» на рынке госзакупок (им оказался швейцарский концерн «Хоффманн Ля Рош», производящий, и до появления «Репретина» успешно продававший, другой препарат для гемодиализа – «Рекормон»), и имена лиц, явно заинтересованных в успехе швейцарских фармацевтов.

    Кстати, производимый «Хоффманном» «Рекормон» в Кыргызстане стоил почти в два раза дороже «Репретина», а в соседнем Казахстане, где общий уровень цен выше нашего, продавался на 600 сомов дешевле, чем в КР. Конкуренция заставила швейцарского фармгиганта снизить стоимость лекарства до уровня, сопоставимого с розничной ценой препарата «Репретин», что, понятное дело, бизнесменам не понравилось, ибо сказалось на прибыли, но очень порадовало кыргызстанцев, страдающих почечной недостаточностью, чьи расходы на лечение и без искусственно завышенных цен остаются высокими.  

    Между тем, «Ротафарм» вынужден был судиться, отстаивая свою правоту. Слушания по делу о защите деловой репутации переносились неоднократно, но в конце апреля текущего, 2014-ого года, Ленинский районный суд Бишкека вынес решение, обязывающее депутата Айматову опровергнуть сведения, высказанные ею в отношении компании «Ротафарм».

    А в июне судья Первомайского суда обязала врачей отказаться от слов о том, что «регистрационное досье лекарственного средства «Репретин» сфальсифицировано, а  клинические исследования скопированы из интернета», поскольку изучив материалы дела, пришла к выводу, что это заявление медиков также не имеет ничего общего с действительностью.

    Но Фемида свое решение вынесла, а шлейф скандала за незаслуженно обвиненным «Ротафармом» остался. И вряд ли исполнение судебных решений, т.е. публичный отказ Ширин Айматовой, профессора Калиева и других от своих слов, хоть как-то восстановит компании понесенные ею репутационные убытки.  

    Кстати, на сегодняшний день госпожа Айматова судебного решения не исполнила. Хотя и предполагается, что будучи членом законодательного собрания, парламентарий должна подавать пример своим избирателям и с уважением относиться к решениям суда, на практике она поступила иначе, публично поставив под сомнение компетентность судей. Едва ли Ширин Чингизовна столь же категорично высказывалась бы против судей, прими они решение в ее пользу.  

    К сожалению, Фемиде не суждено поставить точку в этой истории. Депутат Айтматова прочно подсела на медицинскую тематику, и взялась за изучение регистрационное досье лекарственного средства «Кокарнит». Причем изучать медицинскую документацию парламентарий стала не у себя дома, а в парламенте, с привлечением экспертов и других депутатов.

    Внимательность народной избранницы к документам весьма похвальна. Но остается вопросом, – ответ на который, впрочем, очевиден для многих, кто следил за действиями и высказываниями парламентария в ходе скандала вокруг «Репретина», – почему депутат Айтматова столь активно взялась за узкоотраслевые медицинские вопросы? Ведь для регулирования фармацевтического рынка и экспертизы лекарств в стране есть ДЛОиМТ, Минздрав, а на случай чего – и Прокуратура. Да и парламент – орган законодательный, а не следственный.

    Кстати, попавший под пристальное внимание Айтматовой «Кокарнит», как следует из приложенной инструкции, по сути – комплекс витаминов. И если интерес парламентария к «Репретину» еще можно было объяснить обращением граждан и важностью данного препарата для жизни пациентов, страдающих почечной недостаточностью, то к витаминам-то какие могут быть претензии?

    Поделитесь новостью