Западные банки ужесточили требования к российским клиентам

Автор -

Западные банки существенно ужесточили требования к российским клиентам при открытии им счетов и выдаче ипотечных кредитов. Из-за этого количество сделок по покупке недвижимости на самом популярном направлении — европейском — сокращается в несколько раз, говорят риэлторы.

Опрошенные РБК российские и зарубежные риэлторы заметили сокращение числа сделок по покупке россиянами недвижимости за границей.
«Начиная с мая спрос на зарубежную недвижимость снизился. Кроме сезонного фактора в этом году сыграл роль и политический. Очень многие иностранные банки ужесточили требования к российским клиентам, стали крайне неохотно открывать им счета, а тем более выдавать ипотечные кредиты — кредитование свелось к единичным случаям», — рассказывает управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт, добавляя, что объем сделок в этом году в ее компании снизился в два раза по сравнению с прошлым годом.

Компания IntermarkSavills (продает элитную недвижимость за рубежом) отмечает, что число запросов на покупку недвижимости сейчас соответствует уровню прошлых лет в летний период, а вот количество реально заключенных сделок снизилось. Объяснение такое же — изменение кредитной политики западных банков в отношении российских граждан. «Некоторые британские банки практически полностью перестали работать с клиентами из России, другие предпочитают работать с теми, у кого доходы поступают из-за рубежа, а не из России», — говорит директор по зарубежной недвижимости IntermarkSavills Юлия Овчинникова. По ее словам, банки опасаются, что клиенты не смогут перевести деньги из России или что средства могут быть заморожены на долгое время в связи с проверкой их легальности либо в связи с проверкой клиентов и на их «причастность» к компаниям, попавшим в санкционные списки.

Управляющий директор London Relocation Consultancy Ltd. Оксана Салфали (консультант по покупке недвижимости в Великобритании) рассказывает, что если раньше открытие счета занимало три дня, а получение ответа банка на заявку о предоставлении ипотечного кредита — от двух до шести недель, то сейчас рассмотрение некоторых кейсов растягивается на полгода. По ее словам, количество выданных россиянам ипотечных кредитов снизилось примерно на 20—30% с начала года, а английские брокеры даже стали отказываться от работы с российскими клиентами. «Речь в первую очередь идет о крупнейших банках — HSBC, Barclays и т.д., которые при открытии счета просят клиентов предоставлять под управление не менее £3 млн. Россияне, естественно, не хотят оставлять такие деньги на счетах под 0,5% годовых», — добавляет она.

Открытие счета в банке во многих западных странах необходимо при покупки недвижимости нерезидентами. Западные банки и раньше тщательно проверяли источник происхождения средств при открытии счета. Но сейчас объем запрашиваемых документов стал больше, а изучение клиента из России — более глубоким и доскональным. Жарова-Райт рассказывает, как для одного клиента, который хотел получить кредит в западном банке, ее компания готовила историю происхождения его средств и средств семьи со времен кооператива, который ему принадлежал еще в конце 1980-х. «Не все клиенты хотят доказывать свою платежеспособность, поэтому зачастую отказываются от покупки жилья», — говорит она.

Если раньше западные банки принимали имущество в России в качестве допобеспечения при выдаче кредита, то теперь это не работает. Западным банкам интересно только то, что находится на территории их стран: пусть это будет небольшой доход от сдачи магазина в аренду или небольшая прибыль, но обязательно по месту нахождения недвижимости. «Если покупатель показывает, что средства на покупку недвижимости у него появились после продажи ранее имеющегося жилья на территории России, то к нему вопросов гораздо меньше, чем если бы он показал деньги, полученные за какую-то услугу с Каймановых островов, — банк может не принять эти деньги, попросить справку об уплате налогов за каждый период», — поясняет Жарова-Райт.

HSBC, UniCredit Group, Intesa Sanpaolo, Banca Popolare, Societe Generale, Deutsche Bank не ответили на вопрос РБК о том, изменили ли они требования к российским клиентам. Испанский Santander отказался комментировать этот вопрос.

Поделитесь новостью