О мошенничестве в платежных системах

Автор -

    Банковские карты становятся нормой жизни. На них перечисляют заработную плату, ими мы расплачиваемся за покупки, производим оплату за коммунальные услуги, связь, интернет. Развиваются сферы интернет-банкинга, мобильных и электронных платежей. Безусловно, рост привлекательности данных услуг не обходит и внимание мошенников.

    О мошенничествах в платежных системах Кыргызстана K-News рассказал ведущий специалист отдела контроля и надзора за платежными системами Национального банка КР Улан Кулманбетов.

    По словам специалиста, в настоящее время в Кыргызстане для удобства пользования и привлечения новых клиентов коммерческие банки республики расширяют спектр сопутствующих услуг (интернет-банкинг, смс-уведомления, овердрафты, перевод денег с карты на карту и ряд других).

    Кулманбетов отмечает, что данная сфера банковской деятельности показывает уверенный рост. В подтверждение этому можно привести данные из отчетов коммерческих банков, согласно которым общее число выпущенных платежных карт на конец I квартала 2014 года составило 724,8 тыс. штук, то есть наблюдается рост на 33,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем проведенных операций — более 14,3 млрд сомов.

    «Развиваются сферы интернет-банкинга, мобильных и электронных платежей. Безусловно, рост привлекательности данных услуг не обходит внимание мошенников. Злоумышленники идут в ногу с технологиями, а иногда и на шаг впереди. Основная доля мошенничества приходится на попытки снятия наличных денег в банкоматах по украденным или утерянным банковским картам, либо путем установки на банкоматах накладных электронных записывающих устройств (скимминг), оплату услуг и товаров через интернет. Встречаются попытки изготовления поддельных карт, но редко. Объектами мошенничества могут стать как обычные держатели карт, так и торговые точки, которые устанавливают у себя терминалы для приема карт. Не стоит исключать того, что в будущем, с ростом количества владельцев карт, будет увеличиваться и количество случаев мошенничества», — рассказал Кулманбетов.

    Если говорить о Кыргызской Республике, то, в целом, уровень мошеннических в соотношении к общему объему операций довольно низкий. Так, например, за I квартал 2014 года по данным отчетов коммерческих банков, было зафиксировано 32 подозрительные операции. Из них, в 18 случаях действительно имело место снятие или перевод денег без ведома держателей карт. В остальных случаях попытки получения денег по утерянным/украденным картам или по картам с истекшим сроком действия были отвергнуты на уровне системы в связи со своевременно принятыми мерами по блокированию карт (т.е. если вы потеряли карту или ее у вас украли, нужно незамедлительно позвонить в свой банк и попросить заблокировать карту и потом написать письменное заявление о данном факте. С этого момента ответственность за сохранность ваших денег несет уже банк). С данной точки зрения, это является одним из преимуществ использования карты.

    «Следует отметить, что за последний год были зафиксированы случаи, когда мошенники приходят к предпринимателям, у которых установлены терминалы, и предлагают им заработать большие суммы денег в обмен на то, что будут забирать терминал и проводить платежи в ночное время, так как у них есть крупные клиенты, предпочитающие совершать оптовые закупки ночью, но сами они установить терминал не могут, потому что недавно открылись и не все документы готовы, а банки проверяют на наличие всех документов и т.д. Предприниматель, желающий быстро и без труда заработать деньги, даже не подозревает, что попал «на удочку» мошенникам. На самом деле, к терминалу подключается оборудование, которое генерирует транзакции, используя украденные базы данных по международным картам. Предприниматель получает на свой счет деньги, отдает их мошенникам в обмен на свою комиссию. Мошенники с деньгами исчезают. А через некоторое время банк выставляет предпринимателю претензию и возбуждает уголовное дело», — отметил работник банка.

    Чтобы не стать жертвой злоумышленников, от пользователей банковских карточных и прочих услуг требуется соблюдение элементарных правил безопасности, которые озвучиваются специалистами банков при открытии счета и получении карты. Кулманбетов приводит основные из них:

    Внимательнее относитесь к своим картам: не доверяйте карты третьим лицам, не оставляйте их без присмотра, не записывайте ПИН-код в легкодоступных местах и тем более на самой карте. Обязательно оставьте образец своей подписи на обратной стороне карты сразу же после ее получения. И никогда никому не сообщайте свой ПИН-код. Его не вправе требовать ни работники банка, выдавшего карту, ни сотрудники правоохранительных органов.

    Не редки случаи, когда держатели карт, так или иначе, сами сообщают злоумышленникам данные банковской карты.

    Ни в коем случае не упускайте карту из виду, расплачиваясь в магазинах, супермаркетах, кафе, ресторанах или других точек обслуживания. Попросите, чтобы все операции с картой осуществлялись в вашем присутствии. Внимательнее смотрите, что делают с вашей картой. Не расплачивайтесь картой в сомнительных заведениях или через сомнительные устройства, храните у себя копии чеков.

    Когда подходите к банкомату, внимательно посмотрите, не прикреплены ли к нему какие-то посторонние устройства (микрокамеры, дополнительные накладки над картридером или клавиатурой и др.). Если заметили что-то подозрительное, не рискуйте и найдите другой банкомат. Обязательно позвоните в сall-центр (центр круглосуточной поддержки держателей карт) по номеру, указанному на банкомате, или сообщите в свой банк по номеру на вашей карте.

    Проверяйте движения денег на вашем банковском счете. Существуют строго оговоренные сроки, в течение которых держатель карты может опротестовать платеж, который не совершал, и эти сроки указаны в договоре с банком.

    Незамедлительно сообщайте в банк о потере или краже платежной карты для ее блокирования. Расследовать ситуацию и возместить денежные средства по «горячим следам» гораздо легче, чем спустя время.

    Торгово-сервисным предприятиям нужно строго соблюдать правила безопасности, которые являются неотъемлемой частью договора с банком и ни при каких условиях не передавать терминал третьим лицам.

    Оплата картой в сети интернет: оплата в сети не предполагает ввода ПИН-кода карты. Для подтверждения необходимо указывать номер карты (16 цифр на лицевой стороне карты), код проверки (цифры на оборотной стороне карты), чем могут воспользоваться мошенники.

    Поэтому не оставляйте данные о себе и своей карте на тех сайтах, о которых вы ничего не знаете, пользуйтесь только проверенными сайтами. Спросите об этих сайтах у своих друзей и знакомых, узнайте, где располагается сама организация, с которой вы собираетесь производить денежные операции. При этом обращайте внимание на различные сертификаты, подтверждающие безопасность расчетов через данный сайт. Если адреса нет совсем или он не вызывает доверия, то прежде чем платить, подумайте, а стоит ли это делать и рисковать своими деньгами?

    Не используйте для оплаты в интернете карты, имеющие доступ к вашему банковскому счету, если на нем находится крупная сумма денег, и вы использовали его для накопления. Лучше открыть для таких целей отдельную карту, можно в том же банке, и переводить туда деньги по мере необходимости и в размере объема покупки.

    При появлении малейших подозрений о неправомерном списании денег со счета при оплате в интернете, обращайтесь в банк. У держателя карты есть определенный срок для того, чтобы отказаться или оспорить неправомерное списание денег со счета. Продолжительность этого срока также уточните в банке, выдавшем карту.

    Поделитесь новостью