Как и следовало ожидать, идеологические атрибуты советского периода оказались чрезвычайно востребованы в текущей политической ситуации. В российские школы необходимо вернуть уроки политинформации — с такой инициативой выступили вчера представители фракции КПРФ в Государственной думе. По их мнению, это должно повысить уровень патриотизма у молодого поколения. Передает Утро.ру.
Автором инициативы является глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, ученики, как и в былые годы, должны выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера.
Поддержали инициативу КПРФ и в «Единой России», хотя и немного смягчив формулировки. По мнению депутата Олега Савченко, есть смысл прививать любовь к России при помощи экскурсий по историческим местам, а также общением депутатов с учениками на предмет политической ситуации в стране.
Сами же коммунисты настаивают на политизации школьной жизни в ее классическом «советском» понимании.
«Из советского периода нужно взять все самое хорошее, которое способствовало нравственному, патриотическому, этическому воспитанию ребят, — заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Вадим Соловьев. — Многочисленные встречи, которые мы проводим с учениками, показывают, что наши ребята абсолютно не в курсе новостей, в которых живет страна — событий, связанных с Украиной и внутриполитических событий».
Автор инициативы сказал, что никакой воспитательной работой в школе сегодня никто не занимается, детских организаций нет, спортивных секций ограниченное количество. «Наша молодежь практически оторвана от той политической, общественной, патриотической жизни, которой живет страна», — отметил Соловьев.
По его словам, возвращение практики преподавания политинформации, которая могла бы сопровождаться встречами с ветеранами ВОВ и оказанием им социальной помощи, поспособствовало бы изменению ситуации к лучшему.
Предложение коммунистов, бесспорно, получит мощную поддержку. Авторы инициативы правы в том, что современные школьники не объединены никакими идеями ни социального, ни идеологического характера. Однако вопрос заключается в том, стоит ли решать имеющуюся проблему именно таким способом, то есть через навязывание детям идеологии.
«Нет ничего более опасного в школе, чем «принудиловка», — заявил в эфире «Эха Москвы» академик РАО, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. — Встретим сопротивление детей, встретим цинизм определенный. Это даже вредная история с точки зрения психологии детей-подростков».
По мнению ученого, еще советская практика уроков политинформации показала «результат обратный, чем хотелось тем, кто это пропагандировал». Многие актуальные политические вопросы действительно необходимо обсуждать с детьми, считает Ямбург, но это требует времени и определенного подхода. В противном случае получится «по Черномырдину: хотели как лучше, а получится как всегда», — резюмировал академик.
С другой стороны, предложение КПРФ представляется в большей степени конъюнктурным ходом, нежели реальной попыткой изменить ситуацию с формированием личности подростка в школьный период. Нет сомнений, что идея упадет на благодатную почву. В свете формирующегося в стране политического тренда, спрос на «идеологические работы» с массами будет только расти. Более того, будет расти и само количество подобных предложений, так как партии и политические организации будут вынуждены конкурировать между собой за доступ к государственному ресурсу.