Близится 1 сентября, и школы Кыргызстана пополнятся тысячами новых учеников. Каждый новый учебный год родители задаются одним и тем же вопросом – когда же закончится побор в образовательных учреждениях?
Министерство образования и науки каждый год заявляет о том, что прием детей в школы осуществляется на бесплатной основе. Но так ли это на самом деле?
Официальная версия
Начальник управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки Марат Усеналиев в интервью K—News рассказал, что родители не обязаны ни за что платить при поступлении ребенка в школу.
«Вступительные взносы не вправе требовать ни одна школа, это нарушение закона. По закону, родитель отводит ребенка в школу по своему микроучастку со всеми необходимыми документами, и ребенка обязаны взять в эту школы. Ни одного сома при этом не уплачивается», — сказал Усеналиев.
При этом он отметил, что в Бишкеке сейчас существуют определенные проблемы, поскольку многие родители не хотят вести своих чад в школы по месту жительства, а предпочитают другие школы, за которыми закреплены совсем другие микроучастки. Именно поэтому, считает чиновник, и появляются поборы в виде «добровольных родительских взносов».
«Каждый родитель должен вести ребенка по своему микроучастку. У нас же сейчас другая ситуация – живут, например, в «Ак-Орго», а ребенка хотят определить в 61-ю школу. И вот это ведет к ажиотажу в Бишкеке. За счет внутренней миграции школы в Бишкеке переполнены, иногда получается по 7 комплектов первых классов, это переполненность.
Если вы идете в школу не по своему микроучастку, школа может вам отказать, или взять ребенка только в том случае, если останутся свободные места после того, как оформят детей по микроучастку. Но даже в этом случае школа не вправе требовать вступительные взносы», — пояснил чиновник.
Он добавил, что существует положение о попечительском совете, куда входят родители, которые имеют право объявлять о каких-либо взносах на определенные цели. Но эти сборы денег также не являются обязательными, при желании родители могут отказаться от них.
«Оказывать содействие школе можно, но только через попечительский совет и только добровольно. В Конституции сказано, что образование бесплатное, но нигде не написано, что содержание также бесплатно. Поэтому родители, которые желают помочь школе, могут это делать, но, я повторюсь, только на добровольной основе.
К нам приходят родители, жалуются на поборы, но когда мы хотим провести проверку, нас просят сделать это без заявления, без записи. Мы же не можем проверять, если нет заявления. Здесь должно быть сознание и единство родителей», — считает Усеналиев.
Сколько на самом деле нужно заплатить, чтобы ребенка взяли в школу?
Несмотря на уверения Минобразования о том, что вступительные взносы незаконны, они имеют место в обществе, причем почти повсеместно.
K-News побеседовал с пенсионеркой Натальей Ивановной (имя изменено по просьбе респондента), чья внучка в этом году пойдет в первый класс. Номер школы женщина также просила не озвучивать во избежание давления на ребенка. Отмечу лишь, что школа находится в Первомайском районе Бишкека.
«В прошлом году пошли в нулевой класс, заплатили за обучение 5 тыс. сомов. Сказали, что это спонсорская помощь школе и учителям, поскольку обучали их педагоги младших классов в свое неурочное время. Эти деньги мы заплатили. Помимо этого, просили принести пачку белой бумаги для учебных материалов и другие канцелярские товары по мелочам», — рассказывает Наталья Ивановна.
Конечно, в конце учебного года родители еще «отметились» перед учителями, организовав для них праздничный стол. Ведь нулевой класс – это еще не конец, нужно постараться, чтобы ребенка взяли и в первый класс.
Перед новым учебным годом каждому родителю еще дали список канцелярских товаров и книг, которые они обязательно должны купить. Обошлось все это будущим первоклассникам в 2 тыс. сомов.
«Я не понимаю, зачем ребенку в первом классе столько канцелярских товаров, но ладно, все это мы купили. Конечно, это еще не все. Всем дали листочек с адресом и счетом в банке, где мы должны были заплатить 8 тыс. сомов. Написано, что 5 тыс. сомов — это спонсорская помощь до конца 11 класса, во что я, кстати говоря, не верю. 3 тыс. сомов – на хознужды. Кроме этого, нужно сдать 500 сомов и пачку бумаги. Не знаю, на что деньги пойдут, наверное, на канцелярские товары, хотя я их купила уже на 2 тыс. сомов. Но это еще не все, недавно нам заявили, что мы каждый месяц должны сдавать по 700 сомов или можем заплатить сразу 7 тыс. в бухгалтерию. За что, я не знаю, надбавка к зарплате учителей или что», — рассказывает пенсионерка.
Она отметила, что могла бы отказаться платить эти деньги, поскольку школа находится на том же микроучастке, где она проживает вместе со своей семьей, но побоялась, потому что не хочет, чтобы ребенок страдал от давления учителей.
«Если ты хочешь, чтобы ребенка взяли в школу, нужно заплатить. Даже если со скандалом устроить ребенка в школу, его там будут гнобить, в этом я уверена на 200 %. Зачем мне это нужно? Открыто мне, конечно, не говорили, что не возьмут ребенка, но намекнули. Вступительный взнос в нашей школе заплатили все, те, кто не хотел, пошел в другую школу, в новостройках, там, как мне сказали, они ничего не платили. Еще больше заплатили те, кто пришел к нам позже, без обучения в нулевом классе, они заплатили по 10 тыс. сомов за то, чтобы их детей просто взяли в эту школу», — рассказала женщина.
Итак, вместе с обучением в нулевом классе, оформление в школу пенсионерке обошлось в 20 тыс. 500 сомов, не считая расходов на канцелярские товары и школьную одежду для девочки. Причем это не единичный случай именно в этой школе, в такой же ситуации оказались все родители первоклассников. Так о каком бесплатном образовании мы говорим?
Обещания, обещания…
Министр образования и науки Канат Садыков в интервью K—News отметил, что вступительные взносы – незаконны.
«Вымогать деньги с родителей неправильно, обучение гарантировано государством. Попечительский взнос является добровольным. К нам поступают сигналы, и мы будем проводить проверки», — сказал Садыков.
Несмотря на обещания, на протяжении последних лет ничего не меняется. Директора школ, которые официально зарабатывают не намного больше обычных учителей, продолжают ездить на дорогих машинах и строить особняки прямо напротив своих школ. Конкретных механизмов борьбы с «добровольными сборами» уполномоченный госорган все еще не придумал.