Несмотря на усилия властей, приграничные конфликты между жителями Кыргызстана и Таджикистана продолжаются, как и раньше. С начала года на границе было зафиксировано 37 инцидентов — это больше, чем за весь прошлый год. О том, на какие радикальные меры готово пойти руководство двух стран, чтобы примирить местных жителей, кому не выгодна четко установленная граница между Кыргызстаном и Таджикистаном и какие схемы на границе используют наркогруппировки и контрабандисты для переправки груза? Об этом в интервью K-News рассказал вице-премьер-министр по вопросам границ, безопасности и правопорядку Абдырахман Маматалиев.
Абдырахман Мадакимович, насколько мы знаем, проблема делимитации и демаркации границ между Кыргызстаном и Таджикистаном тормозится из-за того, что мы берем за основу соглашение 1991 года, а таджикская сторона настаивает на карте 1924 года. Но на последней встрече Кыргызстан и Таджикистан договорились, что каждая из сторон начертит свою линию госграницы и, возможно, потом государства примут политическое решение в этом вопросе. Как продвигается работа в этом направлении?
На сегодняшний день у нас с Таджикистаном делимитировано 54 % линии прохождения государственной границы, остается 46 %. По этим оставшимся участкам рабочая группа, которая ездила в Баткенскую область, уже поработала и подготовила предложения и карту.
Отмечу, что эта карта подготовлена на основании фактически занимаемых территорий. Не предъявляя территориальных претензий, мы предлагаем оставить все как есть, то есть провести линию госграницы по реальному проживанию граждан двух стран. Возникают, конечно, вопросы только по тем домам, которые расположены в шахматном порядке и там, возможно необходимо будет рассмотреть вариант обмена.
Но это только наши предложения и карта. Предстоит еще прийти к общему мнению с нашими таджикскими коллегами по линии прохождения государственной границы. Вероятнее всего они будут высказывать свои замечания. В этой связи, мы пригласили таджикскую правительственную комиссию в Кыргызстан. Встречу планируем провести 26-27 августа в Бишкеке. На ней и состоится презентация нашей карты. Надеюсь, мой таджикский коллега внесет свои предложения. Решение, разумеется, будет принято только после того, как мы совместно рассмотрим и поработаем над картами.
Вы говорили, что возможно будет принято политическое решение, что это значит?
Это означает, что предлагаемые варианты сторон по линии прохождения госграниц между нашими государствами будут рассматриваться не на экспертном уровне, а на уровне правительственных комиссий, затем на уровне правительств и глав государств. И только после будут рассматриваться варианты политического решения.
Возможно ли при этом, что Кыргызстан и Таджикистан решат обменяться анклавами?
Вопрос обмена анклавами не рассматривается. Возможно, в приграничных районах, где дома размещены в шахматном порядке, мы обменяемся некоторыми участками земель.
О скольких гектарах идет речь?
Говорить об этом преждевременно. На данный момент мы подготовили возможный вариант обмена и передали друг другу. Хотел бы отметить, что это достаточно трудный и длительный процесс. Во-первых, нужно получить согласие самих жителей, готовы ли они переехать на другой участок, удовлетворяют ли их условия проживания, водоснабжение, энергообеспечение, местность, климат. Во-вторых, после того, как мы это согласуем, необходимо рассмотреть этот вопрос на уровне правительств, глав государств.
Когда на рассмотрение правительства будет направлен проект межправсоглашения об использовании приграничных дорог? Насколько мы знаем, оставалось согласовать детали четвертой развязки. Ранее Кыргызстан и Таджикистан договорились о том, что дорога Кок-Таш-Ак-Сай-Тамдык-Кишемиш будет использоваться гражданами Кыргызстана, дорогой Исфара-Ак-Сай-Ворух жители обеих стран будут пользоваться совместно, а развязка протяженностью в три километра будет находиться на балансе правительства Кыргызстана.
Как вы знаете, строительство дороги Кок-Сай-Тамдык-Кишемиш на данный момент продолжается. На предстоящей встрече с таджикскими коллегами мы должны согласовать окончательную развязку дороги Исфара-Ворух в обход кыргызского села Ак-Сай.
Как только завершится согласование, начнем там параллельно строить дорогу и к завершению строительства этих дорог, проект соглашения будет передан на рассмотрение правительства.
Можно ли надеяться, что проект соглашения будет передан на рассмотрение правительства до конца текущего года?
Думаю, да.
Абдырахман Мадакимович, с начала года на границе Кыргызстана с Таджикистаном произошло 37 конфликтов, это больше, чем за весь прошлый год (33 инцидента). Судя по всему, несмотря на встречи, переговоры, разъяснительные работы среди населения ситуация ухудшается, почему?
Конфликты на границе всегда происходили, происходят и дай Бог, чтобы в будущем их стало меньше. Сейчас наши пограничники фиксируют любые нарушения режима госграниц в соответствии с существующими нормативными актами. Хотя раньше бывало так: задержали нарушителя, не зафиксировали и отпустили. Вот поэтому, кажется, что нарушений стало больше.
Хотел бы отметить такой факт – многие наши граждане не на должном уровне осведомлены с требованиями по порядку пересечения государственной границы, в связи с чем часто происходят приграничные конфликты. Сегодня соответственно проводятся разъяснительные работы.
Кроме этого, сейчас, к примеру, наши правоохранительные органы решают вопрос привлечения к ответственности жителей Чон-Алая, которых недавно вернули из Таджикистана за нарушение нашей кыргызской границы. Ведь они действительно незаконно ее перешли.
Таджикские издания пишут, что одной из причин инцидентов между таджикскими и кыргызскими гражданами является запрет на выпас скота на пастбищах, принадлежащих Кыргызстану, хотя раньше им разрешалось это делать. Что изменилось?
Ранее ситуация была такова: таджикские граждане договаривались с нашими и передавали им свой скот. Те, в свою очередь, за деньги пасли их скот на кыргызских пастбищах, как свой. Все об этом знали, да и сейчас иногда так делают.
Однако недавно в Кыргызстане был принят закон о порядке использования пастбищ, в соответствии с которым мы можем гражданам соседних стран сдавать пастбища в аренду во временное пользование, но только на основе соглашения. Ранее на всех двусторонних встречах мы неоднократно поднимали этот вопрос с таджикскими коллегами. При этом им был передан и проект соглашения. К сожалению, таджикская сторона не обращала на это внимания. И сегодня уже таджикская сторона стала поднимать вопрос об использовании пастбищ.
Поскольку на данный момент проект соглашения не прошел внутригосударственные процедуры ни в Кыргызстане, ни в Таджикистане, как сейчас решается вопрос использования пастбищ?
В этом году мы пошли на встречу таджикской стороне. При этом временными уполномоченными органами в этом вопросе определили министерства сельского хозяйства Кыргызстана и Таджикистана. Им предстоит в срок до следующего года проработать этот вопрос и подготовить соглашение.
Некоторые политологи считают, что причины приграничных конфликтов, помимо вопросов земли, водопользования и пастбищ, связаны с контролем на границе контрабандных грузов. И над всем этим стоят группировки, контролирующие наркотрафик. Именно они «пробивают окна» на границе, покупают таможню и пограничников, правоохранительные органы и администрацию приграничных районов. И именно им совсем не нужна четко установленная граница. Так ли это?
Если взять Баткенскую область, Чон-Алайский район, где происходили последние инциденты, как раз таки наркотрафик проходит через этот регион. Мы не исключаем, что там есть какие-то группировки, которые имеют какие-то свои цели. Не секрет, что очень много наркотиков проходит через эту местность. Мы стараемся контролировать изымать, показатели улучшаются, но мы не можем сказать, что взяли весь товар, который проходил через эту территорию.
Если говорить о контрабанде, наверняка — это двусторонний процесс, и с нашей стороны есть заинтересованные лица, которые «крышуют» ее, помогают осуществлять?
Я приведу пример, в Лейлекском районе есть село Арка, с одной стороны дороги расположены наши населенные пункты, с другой — таджикские. Как таковой линии, ограждения госграницы там нет. Так вот, в этом селе на расстоянии километра построено 17 автозаправочных станций. Зачем и для чего необходимо такое количество заправок в одном месте?
Недавно к нам поступил сигнал, о том, что через Таласскую область прошел контрабандный груз с большим количеством ГСМ и якобы этот груз поступил туда, где находятся эти АЗС. Версия такая: из России или Казахстана в Кыргызстан поступает большое количество контрабандных ГСМ, при этом внутри нашей страны машины тоже проезжают свободно. Затем они доезжают до этих АЗС, где можно разместить огромное количество ГСМ, и заправляют их.
Улавливаете? Этот контрабандный груз предусмотрен для жителей Таджикистана, поскольку наш населенный пункт совсем не большой, а снизу находится вся Ходжендская область. Над этой схемой сейчас работают наши силовики. Если она подтвердится, это докажет, что в ней участвуют как их, так и наши представители и, наверняка, сотрудники тех органов, которые должны пресекать это дело.
Учитывая, что здесь возможно замешана политика, контрабанда, наркотрафик не кажется ли Вам, что решение приграничных конфликтов — это почти не разрешимая задача или, по крайней мере, ее будет очень сложно решить?
Вы правы, поэтому мы не можем гарантировать, что завтра или через год в этом регионе закончится делимитация и демаркация госграниц. Хотя бы по той причине, что делимитация — это процесс, который решается обеими сторонами. Но мы хотим решить те, проблемы из-за которых происходит большинство инцидентов. Одной из них является перемещение граждан как Таджикистана, так и Кыргызстана.
Многие населенные пункты наших государств на юге страны расположены вперемежку. К примеру, таджикский анклав Ворух, потом наше село Ак-Сай, затем Ходжалы и снова наш Кок-Таш. Зачастую инциденты, мелкие бытовые стычки, которые потом могут перерасти в большие конфликты, происходят тогда, когда граждане обоих государств перемещаются в нужные им населенные пункты, как это случилось 7 мая.
Наша цель минимизировать контакты между гражданами, для этого и строятся объездные дороги. Пусть наши едут к себе в Баткен, не встречаясь с гражданами Таджикистана, а они в свою очередь едут в Ворух, не сталкиваясь с кыргызами. Во время встреч с жителями села Ак-Сай первое, что они просили, это построить им дорогу, а проблемы с водоснабжением, электричеством, дефицитом рабочих мест можно начать решать уже после этого.
Поэтому, мы начнем с дороги, а потом займемся вопросами повышения уровня жизни жителей приграничных регионов. Для этого на развитие приграничных сел Баткенской области уже выделено 100 млн сомов. Эти деньги будут направлены на решение социальных вопросов: строительство дорог, детских садов, водоснабжение, энергообеспечение, ремонт скважин, насосных станций. Такая же сумма будет предусмотрена в бюджете следующего года.
На днях у нас появилась идея закрепления шефства министерств, ведомств, крупных предприятий, частных организаций за этими населенными пунктами. В советское время шефство закрепляли за пограничными заставами, а мы хотим закрепить за населенными пунктами.
К примеру, что такое для Минтранса купить подстанцию, отремонтировать дорогу на расстоянии полутора километров или подарить один трактор населенному пункту Ак-Сай, не такая уж большая нагрузка. Но с другой стороны таких населенных пунктов много, к сожалению Баткенская область сильно отстала от других регионов Кыргызстана. И мы хотим начать поднимать эти регионы всем миром.
Сейчас мы над этим работаем, насколько хватит сил государства, бюджета страны будем направлять туда, не хватит, будем призывать министерства, ведомства, частный сектор, бизнес, чтобы помогли поднять жизненный уровень этих сел.
На днях я дал поручение составить перечень остро нуждающихся приграничных населенных пунктов страны. Определять перечень таких сел будут айыл окмоту вместе с акимиатами, они же будут определять их потребности, что нужно для того, чтобы там более-менее жизнь наладилась.
А когда будет готов этот перечень о том, кто за кем будет закреплен?
Первый вариант планируем разработать до первого сентября.
Как вице-премьер, курирующий вопросы госграниц и безопасности, можете ли Вы сказать, что находите поддержку в этих вопросах со стороны Таджикистана, действительно ли он заинтересован в скорейшем разрешении приграничных конфликтов?
Разумеется. Особенно со стороны председателя правительственной комиссии по делимитации госграницы Муродали Алимордона. Мы с ним идем друг другу на встречу, стараемся понять и ищем различные варианты ускорения вопроса делимитация госграницы. Именно в силу того, что мы находим общий язык, нам удалось подписать ряд нормативных актов и приступить к строительству дороги.
О реальных причинах ухода Токона Мамытова с поста вице-премьера по границам и правопорядку можно только догадываться, но не исключено, что его уход связан с тем, что он не смог решить приграничные вопросы. Чем Ваша работа будет отличаться от работы вашего предшественника? Верите ли Вы, что сможете решить эти проблемы?
Во-первых, у меня отсутствует информация о причинах ухода с поста Токона Болотобековича, но я предполагаю, что это связано со сменой состава правительства. Правительство формирует парламент и по предложению парламента, коалиции большинства сменились некоторые члены правительства. Во-вторых, все хорошее, что было заложено моим предшественником, будет продолжено и обязательно доведено до конца.
В чем заключается решение проблем связанных с приграничными конфликтами? В ускорении делимитации, демаркации госграницы, обеспечении безопасности наших граждан в приграничных районах и, самое главное, поднятии жизненного уровня наших жителей в этих регионах.
По каждому пункту у нас есть конкретные и реальные планы, они проработаны. Первые результаты уже имеются, но нужно немного времени, хотя бы год, чтобы увидеть практические итоги. Я надеюсь, у нас получится.