Топливная ассоциация Казахстана обвинила госорганы в намеренном создании дефицита ГСМ, сообщает Tengrinews.
«Полагаем, бывшие профильные министерства и ведомства (МНГ, АЗК и АРЕМ) совместно с АО «Национальная компания «КазмунайГаз» и всеми оптовыми операторами- ресурсодержателями прямо и косвенно создали дефицит нефтепродуктов», — говорится в распространенном пресс-релизе топливной ассоциации.
Глава ассоциации Болат Ауетаев на брифинге в Астане представил свое видение разрешения ситуации. «Принять меры и осуществлять жесткий контроль по обеспечению выделения ресурсодержателями полного объема нефтепродуктов, распределенных в соответствии с протоколом», — сказал он.
Также ассоциация предлагает разработать критерии по распределению ГСМ и утвердить их на уровне постановления правительства, создать комиссию по распределению ежемесячных объемов ГСМ на уровне акиматов с участием представителей оптовых поставщиков ГСМ, розничных реализаторов и общественных объединений; размещать на интернет-ресурсах акиматов информацию о выделенных объемах для области (города), объеме заявок от розничных реализаторов и распределении объемов, с обоснованием распределенного объема.
«Мы просим зарегулировать оптовые цены, установить для розничных реализаторов маржу в 30 процентов(…) Сейчас оптовики подняли цены, и предложение выше, чем розничная цена. Реализаторы покупают у оптовиков вынуждено», — заявил председатель правления Казахстанской топливной ассоциации.
Эксперты топливной ассоциации считают, что цена на бензин АИ-92 поднялась, но проблемы отрасли требуют немедленного разрешения. По их данным, с июня текущего года розничные реализаторы испытывают дефицит бензина марки АИ-92 и дизельного топлива. В ассоциации сделали вывод, что снижение поставок бензина марки АИ-92 в среднем на 10 процентов наблюдается с января текущего года.
По мнению экономического обозревателя, аналитика нефтегазового сектора Сергея Смирнова, в ближайшее время повышение цен — единственный действенный способ стабилизации ситуации на топливном рынке.
«К примеру, возможен вариант (учитывая различное качество топлива) сохранения регулируемых цен на отечественный бензин и установления свободных на российский. Это позволит также активизировать процесс модернизации отечественных НПЗ», — считает он.
«Установление новых предельных цен на розничную реализацию АИ-92 (128 тенге за литр) не решает и проблему с импортом российского бензина, закрывающего до 40 процентов спроса. Если до февральской девальвации оптовые закупки бензина в России позволяли нашей рознице сводить концы с концами, то сейчас завоз российского топлива стал убыточным. Стоимость литра бензина марки АИ-92 на российско-казахстанской границе составляет 125 тенге. Если к этой цене добавить транспортировку, хранение, операционные расходы, то конечная цена превысит 150 тенге», — поясняет ситуацию аналитик Сергей Смирнов, отмечая, что при таком раскладе владельцам АЗС негде брать ГСМ.
«Напрашивается вывод о том, что дефицит топлива в стране создан отнюдь не жадными владельцами заправок», — заключил он.