Получит ли канадский инвестор от Кыргызстана хоть копейку?

Автор -

    В конце минувшей недели, в канадской телепрограмме «Stakes and claims» («Капитал и иски») речь шла о компании «Stans Energy Corp.», которая в 2009 году приобрела лицензию на редкоземельное месторождение советского периода Кутессай II, расположенное в Кыргызстане. В связи с этим в программе принял участие президент и главный исполнительный директор компании «Stans Energy Corp.» Родни Ирвин.

    Обозреватель программы отметила, что правительство КР создает юридические препоны в отношении канадской компании, и в данное время работы по восстановлению рудника  приостановлены. Как следствие, Международный арбитражный суд принял решение в пользу компании, присудив ей $118 млн. Эту сумму правительство КР должно выплатить, однако этого пока не происходит.

    Итак, с начала лета, когда арбитражный суд сказал: «Кыргызстан, ты должен выплатить 118 миллионов», вы получили хотя бы копейку?

    Нет, но мы уже начали процесс по взысканию денег, – комментирует Родни Ирвин. –Кроме того, правительство Кыргызстана высказало желание провести переговоры.  Мы  всегда открыты для диалога. Мы обратились к ним с предложением о начале переговоров, но с тех пор от них пока ничего не слышно.

    Расскажите нам немного о самом руднике. Когда он был запушен и работал в последний раз?

    Месторождение не работает со времен распада Советского союза, что, как вы знаете, произошло в начале 90-х. Это был большой рудник, и в нем имелись практически все редкоземельные элементы. Во времена СССР этот рудник был их основным источником. К нему примыкал перерабатывающий завод, который мы приобрели отдельно. Мы планировали, что если мы запустим рудник и перерабатывающий завод (которые в настоящее время законсервированы), мы очень быстро сможем начать производство РЗ. Но как выяснилось, все это сильно задерживается.

    У вас осталось около 4 млн долларов на счету. Каковы ваши планы? Вы бы хотели вести переговоры с правительством по поводу рудника? Как вы думаете, что их сдерживает? Они не хотят терять свои активы?

    Это так, они пытаются найти пути через другие суды, которые скажут, что арбитражный суд не имел юрисдикции. Они ищут пути уйти от выплаты.

    Сколько вы им выплатили изначально?

    Мы приобрели лицензию за 895 тысяч долларов и впоследствии мы вложили средства на восстановление рудника. Мы также хотели работать и в других регионах в этой части мира. Одной из наших целей, конечно же, была Россия, и мы потратили много сил и времени, работая в этом направлении. Но теперь, когда Кыргызстан препятствует нам в выполнении каких бы то ни было работ, мы стали рассматривать возможности совместных предприятий в Российской Федерации.

    Санкции не остановили ваше начинание? Поскольку они остановили даже новый бизнес, не так ли?

    Нет, пока санкции не затрагивают добывающий сектор. В России работает крупная канадская компания «Kinross». И мы думаем, что в ближайшие несколько месяцем мы сделаем очень интересное заявление, которое порадует наших акционеров.

    То есть, вы движетесь в сторону работы в России. И это что-то вроде плана «Б»?

    Да, и в некотором отношении, это всегда было частью плана «А». Это  рынок, в котором мы были заинтересованы с точки зрения производства редкоземельных элементов. Фактически, это место, где мы искали перспективы для добычи, которые бы внесли свой вклад в проект в Кыргызстане.

    Видео можно посмотреть по ссылке.

    Поделиться