Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев (Ар-Намыс) обратился с письмом к президенту страны Алмазбеку Атамбаеву о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Поводом для его обращения послужила ситуация на дорогах, которая не меняется к лучшему на протяжении долгих лет.
«В августе 2014 года вступили в силу поправки в Кодекс об административной ответственности и закон «О дорожном движении», согласно которым были сокращены сроки рассмотрения дел в судах, увеличены штрафы за нарушение правил дорожного движения, отменена процедура получения водительских прав по «самоподготовке» и так далее. Есть определенные положительные сдвиги в дорожном движении. Но принятые меры являются недостаточными.
По-прежнему сотрудники Дорожно-патрульной службы вымогают у водителей взятки, на дорогах сохраняется особая каста «неприкасаемых» граждан, не ко всем гражданам закон применяется равно и беспристрастно», — отметил парламентарий.
По его мнению, причины вышеперечисленных фактов заключаются в том, что:
— сотрудники ДПС при остановке транспортного средства имеют право изымать водительское удостоверение в любом случае, что приводит к дальнейшему вымогательству;
— многие сотрудники правоохранительных органов и их близкие обладают различными документами, дающими определенные привилегии: разрешение на тонировку, специальный талон для проведения спецопераций, разрешение на номера для оперативного прикрытия;
— отдельная часть сотрудников правоохранительных органов, пользуясь тем, что их никто не проверяет и контроль над ними практически невозможен, запугивают сотрудников ДПС уголовными делами. К этим органам относятся Генеральная прокуратура и Государственный комитет национальной безопасности.
Одним из вопиющих примеров безнаказанности сотрудников указанных органов является случай, произошедший в августе 2012 года. Тогда инспекторы ДПС пытались привлечь к административной ответственности водителя Генерального прокурора, за что позднее они были уволены – якобы за превышение своих полномочий. Данный случай показал, что сотрудники ДПС будут стараться избегать привлекать к ответственности правонарушителей из числа прокурорских работников;
— у некоторых депутатов, министров, сотрудников аппаратов правительства и президента имеются «ведомственные» номера на служебных и частных автомашинах, увидев которые, сотрудники ДПС не решаются останавливать правонарушителей.
Дастан Бекешев подчеркнул, что успешная реализация проекта «Безопасный город», безусловно, улучшит ситуацию на дорогах. Но и здесь имеются риски, из-за которых проект может оказаться провальным:
1. Отсутствие дорожной инфраструктуры – дорожной разметки, знаков, указателей, необходимого освещения. Дорожной инфраструктурой должны заниматься органы местного самоуправления, а не инвестор, реализующий проект «Безопасный город»;
2. Отсутствуют четкие механизмы того, как будут взыскиваться штрафы после принятия судебного решения.
«Для решения вышеуказанных проблем и успешной реализации проекта «Безопасный город» предлагаю:
— разрешить всем либо же запретить всем (за исключением автотранспорта президента Кыргызской Республики и его охраны) использование тонирующих покрытий на лобовом, боковом стекле передней двери автотранспортного средства;
— отменить «ведомственные» государственные регистрационные номерные знак и т.н. «номера оперативного прикрытия» (номера для якобы оперативно-розыскных мероприятий);
— отменить практику преследования сотрудников ДПС органами прокуратуры и Государственным комитетом национальной безопасности. Такого рода действия необходимо считать конфликтом интересов и использованием государственных полномочий в личных целях;
— отменить практику выдачи «специальных талонов» («спецталонов») министром внутренних дел;
— лишить сотрудников ДПС права изымать водительские удостоверения (за исключением случаев совершения правонарушения в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения) – с созданием механизма по взысканию штрафов через институт судебных исполнителей, причем необходимо вводить и институт частных судебных исполнителей; создать прогрессирующую шкалу штрафов (уплата штрафа на месте в размере 50 %, после судебного решения – 100 %). Данный механизм могу инициировать я, но при вашем одобрении комплексных мер;
— профинансировать из республиканского бюджета работы по обустройству городов дорожной инфраструктурой.
Однозначно, данный вопрос находится в ведении правительства Кыргызской Республики, но без вашего вмешательства оно реагирует пассивно на разного рода предложения.
В связи с этим прошу вас поручить правительству Кыргызской Республики начать реализацию изложенных предложений. Кроме того, необходимо указать генеральному прокурору и председателю Государственного комитета национальной безопасности, а также их подчиненным на необходимость соблюдения на дорогах правил дорожного движения», — говорится в письме.