Трансперенси Интернешнл — Кыргызстан в 2013-2014 учебном году было проведено социологическое исследование на тему «Коррупционные риски в системе среднего образования. Неформальные платежи в школах». Актуальность проведения данного исследования определялась все более зреющим недовольством родителей ситуацией, складывающейся сегодня вокруг школьного образования.
В Кыргызстане общедоступность и бесплатность школьного образования в пределах государственных стандартов гарантируются государством и подтверждаются действующей Конституцией страны. Однако наряду с общей доступностью для школьного образования стало характерным широкое распространение в нем коммерческих взаимоотношений.
«Причиной появления в нем сферы официальных, а также скрытых (теневых) коммерческих взаимоотношений, по мнению большинства опрошенных, является недостаточное финансирование школьного образования, усугубляющееся неэффективным использованием выделяемых со стороны государства средств. С одной стороны, общее образование декларируется как бесплатное, с другой – недостаточность государственного финансирования заставляет школы привлекать дополнительные ресурсы, поскольку выделяемых государством средств не хватает на обеспечение соответствующего уровня обучения. Недофинансирование образовательных учреждений стало покрываться посредством родительских платежей», отмечают в организации.
Подобные «добровольно-принудительные» спонсорские взносы родителей на финансовую поддержку общеобразовательных школ составляют довольно значительные суммы. На это указывают результаты данного исследования — общий годовой объем неформальных платежей без вступительных/переводных взносов и индивидуальных занятий по республике составил 2 млрд 200 млн 480 тыс. 164,36 сомов (около $45 млн). В столице на неформальные школьные сборы родители учеников в среднем затрачивают порядка 7 тыс. 820 сомов в год, в регионах – 1 тыс. 445 сомов.
Вместе с тем, государство на сегодняшний день не в состоянии отслеживать рынок неформальных школьных платежей. Несмотря на запреты Министерства образования и науки на незаконные денежные и иные сборы в образовательных учреждениях, в действительности неформальные платежи твердо включены в сферу школьной жизни.
Некоторые результаты исследования:
— так называемые «добровольные» взносы в школьные фонды присутствуют практически во всех столичных школах — на них указало 93 % респондентов из 100. В региональных городах о наличии регулярных родительских взносов в школах отметили 67 % родителей. В некоторых сельских школах также существует практика сбора родительских средств в школьный фонд, хотя, значительно реже, нежели в городских школах;
— «добровольные спонсорские взносы» в Бишкеке составляют в среднем 3 тыс. 772 сома в год; в регионах – 644 сома и в селах – порядка 284 сомов;
— годовой объем всех неформальных платежей, включая «добровольные спонсорские взносы», в бишкекских школах в расчете на одного ученика (без индивидуальных занятий) составляет в среднем около 7 тыс. 820 сомов; в региональных городах – 1 тыс. 445 сомов; в селах – 473 сома;
— вступительные взносы платятся чаще всего в столице — 65,5 % опрошенных респондентов ответили, что сталкивались со вступительными взносами. Размер вступительных взносов в столице в среднем составляет 8 тыс. 828 сомов;
— 79,3 % опрошенных респондентов в столице не знают каким образом была сформирована существующая при школе общественная организация (Фонд, Попечительский совет и т. д.); 16 % знают порядок формирования данной организации и 4,8 % родителей затруднились ответить на данный вопрос. В регионах осведомленность родителей немного выше – так, 24 % респондентов знают об этом; 57,9 % не знают и 18 % затруднились с ответом;
— 22 % опрошенных столичных родителей знают как данная общественная организация (Фонд, Попечительский совет и т. д.) определяет статьи расходов; 60,7 % респондентов не знает и 17,2 % затруднились ответить. В регионах 28,5 % опрошенных родителей знают, как определяются статьи расходов; 44,8 % не знают и 26,6 % затруднились ответить.
Исследование охватило все области Кыргызской Республики, включая города: Бишкек, Кант, Кара-Балта, Токмок, Каракол, Чолпон-Ата, Балыкчи, Ош, Джалал-Абад, Баткен, Нарын и Талас.