Реформы в образовании? Нет, не слышали

Автор -
206

    В Кыргызстане насчитывается более 50 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 200 тыс. студентов. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ, хвалится Министерство образования и науки. Однако хвалится особо нечем, ведь качество предоставления образования в вузах страны оставляет желать лучшего. Это подчеркнул и глава государства Алмазбек Атамбаев, заявив, что «уровень знаний, которые дают эти вузы студентам, гораздо ниже, чем в советское время». Президент подверг жесткой критике министра образования Каната Садыкова, призвав навести, наконец, порядок в системе высшего образования.

    «Возможно, нужно из этих государственных вузов оставить 10, но чтобы в них давали настоящие знания. Вы на этом посту уже четыре года, пора уже показать реальные действия. Государство не должно экономить на образовании, но если уровень этих знаний будет низким, то мы получим безграмотных специалистов, которые затем будут сидеть в министерствах и ведомствах», — сказал тогда Атамбаев, выразив сомнения и по поводу того, что за 5 лет университетами был выдан 1 млн дипломов.

    Почему Минобраз не идет на революционные шаги?

    На этот вопрос мы попросили ответить заместителя министра образования и науки Назаркула Ишекеева. В интервью KNews он отметил, что создана межведомственная рабочая группа, которая разработала концепцию оптимизации вузов. В ней заложены все принципы, механизмы, критерии того, как будут реформировать систему высшего образования. Результаты же работы мы сможем увидеть в 2015-2016 годы.

    «Мы завершаем работу по профилированию вузов. Каждое учебное заведение должно работать по своему профилю. В одно время все вузы готовили специалистов по юриспруденции и экономике, потому что нужно было работать в рыночных условиях. В некоторых вузах с техническим уклоном стали готовить журналистов и филологов. Поэтому необходимо разобраться с этим вопросом», — сказал замминистра.

    В рамках реформирования ведомство внесет изменения, по которым в определенных вузах будут готовить только бакалавров, так как их материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав не позволит им готовить специалистов категории выше, чем бакалавр. Некоторые вузы будут готовить как бакалавров, так и магистров, а будут и такие, которые получат право обучать и бакалавров, магистров и PhD. Кроме того, некоторые заведения могут укрупнить, а некоторые перевести на самофинансирование.

    «Мы, конечно, пойдем на сокращения, укрупнение вузов, но придем к этому путем глубокого анализа и мониторинга. Почему мы не идем на революционные шаги? Потому что в каждом таком учебном заведении — судьбы тысячи молодых людей, преподавателей, профессоров. Мы ведь им другую работу не предлагаем. Социальные вопросы стоят остро», — признался Ишекеев, добавив, что в вопросе оптимизации вузов необходимо учитывать и региональные особенности.

    Отметим, в прошлом году Минобразования отозвало лицензии в 12 вузах. Так, для примера, в Джалал-Абадском госуниверситете закрыли направления «Фармация» и «Строительство»; в Ташкумырском инженерно-педагогическом институте ЖАГУ — «Экономика», «Менеджмент»; в Кыргызско-китайском гуманитарно-экономическом институте — «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; в Баткенском государственном университете —  «Юриспруденция», «Налоги и налогообложение»; в Кызыл-Кийском институте технологии, экономики и права Баткенского госуниверситета — — «Международные отношения», «Промышленное и гражданское строительство»; в Сулюктинском гуманитарно-экономическом институте БатГУ — «Технология транспортных процессов», «Энергетика и электротехника»; в Международном Плато университете — «Менеджмент гостеприимство», «Маркетинг». А Кыргызско-Китайский гуманитарно-экономический институт с сентября 2014 года реорганизован в колледж.

    Неспособность провести реформы — безвольная политика министерства

    Глава парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев (Ар-Намыс) в разговоре с KNews признался, что не ощущает каких-либо изменений в системе высшего образования.

    «Президентом страны уже 3-4 год вносятся предложения Министерству образования и науки оптимизировать высшие учебные заведения. Я, честно говоря, не ощущаю никаких изменений, никаких документов как депутат я не получаю. Несколько лет об этом говорит президент, и никаких выводов, кстати, он сам не делает», — сказал депутат.

    По мнению главы комитета, министерство показывает свою безвольную политику в отношении вузов. Тем не менее, он признает, что и применение драконовских методов ни к чему хорошему не приведет.

    «По установленному закону, когда мы выдаем лицензию на образовательную деятельность, автоматически предполагается контроль соответствия аттестационным, лицензионным требованиям. Но этот вопрос, мне кажется, они упустили. Министерство как бы срослось с псевдо-университетами, направлениями, специальностями, которые есть даже в авторитетных университетах. Министерство стало заложником высших учебных заведений и никак не может решить этот вопрос. Если не поменять подход, ничего у них не получится», — считает Осмоналиев.

    Он продолжил, что надо идти на политические шаги, а не демонстрировать бессилие. Отсюда вытекает и вопрос, способен ли глава Минобразования наконец-то навести порядок в университетах. Может, все-таки стране нужны реформаторы, которые показывают результаты на деле, а не только на бумаге? Конечно, нужны. И критика главы государства оправдана. Канат Садыков 4 года занимает должность министра образования, давно пора уже показать реальные действия.

    «Ставить вопрос о смене главы ведомства наверно нужно. Я хочу, чтобы министерство заработало в соответствии со своими законодательными базами, которые дают широкие полномочия вести жесткую политику в области образования», — подчеркнул Каныбек Осмоналиев.

    И не только депутаты, все кыргызстанцы ждут реформ в образовании, чтобы оно было не только доступным, но и качественным.

    Поделитесь новостью