Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана продолжают зарабатывать политические очки на ситуации вокруг «Кумтора» – крупнейшего в республике золотодобывающего предприятия. Принятие окончательного решения по поводу нового соглашения с «Центеррой» – надо отметить, весьма полезного и прибыльного для страны, – парламентарии затягивают под различными предлогами…
Больше других упорствует фракция «Ата-Мекен». Ее лидер, напомним, настаивает на денонсации соглашения с «Центеррой» от 2009 года и последующей национализацией рудника. Главного социалиста республики ни капли не волнует, что в этом случае будет с экономикой страны и ее инвестиционным климатом.
«Ата-мекеновцы» давно неравнодушны к «Кумтору». Сравнительно недавно, к примеру, депутаты Жогорку Кенеша одобрили во втором чтении инициированный ими законопроект. Документ предусматривает уголовную ответственность руководителей и сотрудников предприятий стратегического значения, которые своими действиями или бездействием способствуют остановке производства на последних.
По мнению экспертов, этот законопроект касается напрямую «Кумтора» – стратегическим считается предприятие, чей вклад в ВВП республики превышает 5 %, – и принимается он, чтобы не допустить остановку работ на руднике в случае начала процедуры национализации.
Впрочем и другие парламентарии с того дня, как начался новый политический сезон, уже успели отметиться на почве своей неприязни к «Кумтору». Вновь ими был поднят вопрос об ущербе окружающей среде, о вреде экологии, который наносит «Кумтор», о разрушении ледников и уничтожении пастбищ… В общем, стандартный набор ничем не подтвержденных «страшилок», которым политики пугают обывателей последние три года.
Однако цель этой статьи – не показать, чем на самом деле занимаются депутаты в стенах парламента вместо принятия нужных стране законов. Цель – на конкретных цифрах, а не на эмоциях, показать важность «Кумтора» для всей экономики Кыргызстана. А сделать это очень просто. Достаточно проанализировать проект республиканского бюджета на 2015-2017 годы.
Документ этот «висит» на интернет-сайте Министерства финансов КР. Так вот слово «Кумтор» упоминается в нем, вернее в пояснительной записке к нему, содержащей подробные расчеты бюджетных расходов и доходов, целых 9 (!) раз.
Ни одно другое стратегическое предприятие – таковым, согласно закону, признается имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития общества, владение или пользование которым способно влиять на состояние национальной безопасности республики, – подобной чести не удостоено. А ведь их в стране больше 50.
Важность «Кумтора» для формирования доходной части республиканского бюджета-2015 обозначается в первых же строках. Речь идет не о самом предприятии, а о зависимости внутреннего валового продукта республики от волатильности (колебания) мировых цен на золото. Данный фактор разработчики проекта главного финансового документа страны отнесли к главным рискам, которые могут оказать негативное воздействие на рост ВВП Кыргызстана.
Напрямую это, конечно, с «Кумтором» не связано, но таким образом подчеркивается значимость продукта, который производит золотодобывающее предприятие, для экономики КР.
Идем дальше. В следующем пункте, в котором упоминается «Кумтор», рассказывается о доле промышленности страны в структуре ВВП. «За период с 2015 по 2017 годы в промышленности прогнозируется рост. В среднем за три года он составит 11,8 процента», – говорится в проекте. При этом подчеркивается – это прогноз без учета результатов работы «Кумтора». С ними получится никак не меньше 16, а то и больше процентов.
За счет стабильной – дай-то Бог – работы «Кумтора» с 2015 по 2017 годы в республике примерно на 6 % должно вырасти производство основных металлов и готовых металлических изделий.
Именно промышленность, напомним, является той отраслью, которая двигает экономику любой страны вперед. А движение это осуществляется только благодаря работе таких предприятий-гигантов, как «Кумтор».
Далее переходим к разделу «Доходная часть бюджета». Это, пожалуй, самый интересный раздел проекта, так как в нем расписываются источники пополнения государственной казны в ближайшие три года.
Доходы республиканского бюджета почти на 80 % формируются из налогов. В 2015 году – это около 92, в 2016 – 103, в 2017 – 118 миллиардов сомов. Больше всего денег должны дать налог на добавленную стоимость (37 миллиардов сомов в 2015-м), НДС на импортную продукцию (26 миллиардов) и НДС на внутреннюю продукцию (11 миллиардов).
Что касается «Кумтора»… На первый взгляд, доля его налоговых поступлений по сравнению с вышеназванными цифрами невелика: 2015 – 5 миллиардов 515 миллионов сомов; 2016 – 5 миллиардов 575 миллионов; 2017 – 5 миллиардов 738 миллионов. Но, во-первых, речь идет только об одном промышленном предприятии. А будь в республике таких штук 7-8? Да бюджет КР давно бы уже стал профицитным!
Во-вторых, 5 миллиардов сомов это много или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть уже в расходную часть республиканского бюджета. 5 миллиардов сомов это: без малого половина от той суммы, которую государство намерено потратить в 2015-м на здравоохранение (11 миллиардов); четверть от того, что будет выделено на образование (20 миллиардов); пятая часть от социальной защиты (26 миллиардов).
Кроме налогов, «Кумтор», начиная с 1994 года, только в Фонд развития Иссык-Кульской области выплатил почти 28 миллионов долларов. А были еще экологические платежи (около 4 миллионов долларов), закупки в КР (537 миллионов), платежи, касающиеся инфраструктуры страны (119 миллионов), заработная плата сотрудникам, 95 процентов которых кыргызстанцы (379 миллионов), спонсорская помощь (15 миллионов), помощь правительству КР в реализации социальных проектов (31 миллион). Всего же – 2 миллиардов 153 миллиона долларов.
Восполнить потерю доходов от «Кумтора» правительство будет не в состоянии очень долго, если вообще когда-нибудь это случится. Легче сократить какие-то расходы.
Например, урезать и без того нищенскую заработную плату бюджетников.