Киев начал укреплять украинско-российскую границу, сообщила в субботу пограничная служба Украины. В зону проведения антитеррористической операции и на границу отправлена первая часть техники – шесть бронетранспортеров, восемь грузовых автомобилей и три микроавтобуса. Всего Госпогранслужбе было передано и отремонтировано 20 БТРов, еще 50 грузовиков были закуплены на средства, выделенные правительством. Отмечает РБК.
В пятницу о важности контроля за границей напомнил премьер Арсений Яценюк. Он заявил, что отсутствие контроля является нарушением минского протокола от 5 сентября.
Протокол был подписан представителями Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Один из 12 пунктов протокола предписывает обеспечить постоянно действующих мониторинг на украинско-российской государственной границе.
«Протокол нельзя рассматривать как пункты, которые нравятся россиянам, и пункты, которые им не нравятся. Это не меню. Выполнять необходимо все», — заявил в пятницу Яценюк (цитата по сайту правительства Украины).
Однако в меморандуме, подписанном теми же переговорщиками в Минске 19 сентября, об особом мониторинге на границе не говорится. Этого пункта нет в меморандуме из-за невозможности украинских военных обеспечить работу на участках границы Украины с Россией в районах, контролируемых сепаратистами, полагает украинский военный эксперт Константин Машовец.
Наблюдатели от ОБСЕ продолжают работать на двух пограничных КПП, но со стороны России — это КПП «Донецк» и «Гуково», сообщила РБК представитель ОБСЕ Наташа Раякович. Представители ОБСЕ были приглашены Россией в качестве жеста доброй воли, объяснял министр иностранных дел Сергей Лавров. Сейчас 16 наблюдателей продолжают работу, увеличение состава миссии или ее изменение пока не планируется, для этого требуется запрос одной из стран, говорит Раякович: пока такого от российской стороны не поступало, равно как и от Украины не было запроса на размещение наблюдателей с украинской стороны границы. Ранее она поясняла РБК, что ограниченность работы двумя пунктами и малочисленный состав миссии не позволяет осуществлять полноценный контроль за перемещениями на границе.
Машовец указывает, что участки границы, контролируемые ополченцами остаются проницаемыми и через них по-прежнему возможен переход техники и людей в обе стороны.
Если бы мандат миссии позволял наблюдателям осуществлять мониторинг всей границы, Россия никогда бы не пошла на ее создание, говорил ранее РБК директор Центра комплексных европейских исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.