Раньше я на 99 % считал, что дело на Дилгера Жапарова является заказом, а сейчас уверен на 100 % — адвокат Владислав Лужанский

Автор -
313

    Прошло ровно полгода с того момента, как в Бишкеке взяли под стражу экс-председателя совета директоров ЗАО «Кумтор Голд Компани» Дилгера Жапарова. Причиной для его ареста послужили сомнения Генеральной прокуратуры в законности вывода денежных средств из «КГК». В ходе своей проверки надзорный орган решил, что совет директоров компании не имел права перечислять дивиденды за 2012 год своему единственному акционеру – «Центерре Голд инк.». Речь шла о сумме в $200 млн.

    О том, какое решение может вынести суд по данному уголовному делу, говорить пока рано – рассмотрение еще находится на своей начальной стадии в первой судебной инстанции. Сегодня, 30 сентября, в городском суде Бишкека должно было состояться рассмотрение жалобы адвоката Дилгера Жапарова – Владислава Лужанского – об отводе прокурора. Но в связи с болезнью подсудимого, который не смог явиться на процесс, суд был отложен.

    Журналист KNews решил побеседовать с защитником Жапарова для того, чтобы выяснить детали этого уголовного дела.

    Владислав Григорьевич, в СМИ есть информация о деле Жапарова, но какая-то уж очень обрывочная. Поясните, пожалуйста, в чем заключается суть обвинения? Мне лично не ясно, в чем незаконность выплаты дивидендов.

    Как можно пересказать суть обвинения, которое предъявлено незаконно? Это обвинение изложено на 5-6 листах: идет историческая справка, излагается, как был создан «Кумтор», описывается все. И лишь в конце написано, что такой-то и такой-то – Джапаров Дилгер Союзбекович, будучи председателем совета директоров «Кумтор Голд Компани», выделил в виде дивидендов $200 млн единственному акционеру «Центерре», и таким образом государству причинен ущерб. В чем причинен ущерб? Если средства выделены были на законных основаниях, полностью в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с законом об акционерных обществах. Для меня это не понятно.

    Но какими-то аргументами обвинение все же оперирует?

    Ну, вот, тем, что незаконно.

    А какие доказательства этого?

    Никаких. Никаких аргументов нет, кроме того, что: вот это было незаконно, надо было не выделять, а вы выделили.

    Я не понимаю. Это, что ли впервые дивиденды выделены были?

    Нет же. В любом акционерном обществе по итогам работы за год выделяются дивиденды. Обвинение говорит о том, что за 2012 год не было прибыли. Но средства на дивиденды были сформированы из нераспределенной прибыли прошлых лет. Когда рассматривалось дело в Первомайском суде, была озвучена сумма этой нераспределенной прибыли — $740 млн.

    Если говорить об ущербе, якобы нанесенном государству, то давайте вспомним, что наше государство является собственником 100 % акций ОАО «Кыргызалтын». А «Кыргызалтын», в свою очередь, является акционером «Центерры», но не «Кумтор Голд Компани» («Кыргызалтыну» принадлежит 33 % акций «Центерры» — прим. ред.). Таким образом, третья часть дивидендов, перечисленных «Кумтором» канадской золотодобывающей компании, а это свыше $ 65 млн, должна была поступить в бюджет республики.

    В СМИ уже проходила информация о том, что и Вы, и сам Дилгер Жапаров считаете это дело заказным…

    Да, но если раньше я говорил о том, что это 99 % заказ, то сейчас уверен на все 100 %. Почему? Да потому что 27 января 2014 года в Кыргызстане была объявлена широкая амнистия, вступившая в силу с 28 января 2014 года. Дело в отношении Жапарова было возбуждено спустя два месяца после этого, 28 марта 2014 года. А спустя еще два месяца, 28 мая, его задерживают и предъявляют обвинение по части 2 статьи 221 — злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций. Эта статья наказывается лишением свободы сроком до трех лет – преступление по ней считается менее тяжким. А согласно закону об амнистии, лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, освобождаются от уголовной ответственности и основного наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы. По всему выходит, что на Жапарова не имели права возбуждать уголовное дело.

    Вместе с тем, первый заместитель генерального прокурора Темирбек Бекмамат улуу, который не мог не знать букву закона – на Генеральную прокуратуру возложен надзор за исполнением закона об амнистии, – именно он давал указание заместителю начальника следственного управления возбудить уголовное дело. И именно замгенпрокурора постоянно курирует дело Жапарова и утверждает все промежуточные санкции. Они протаскивают это дело. О чем это может говорить?

    Поделиться