Рост экспорта в Россию ударил по внутреннему рынку Кыргызстана

Автор -
411

Эта осень может запомниться кыргызстанцам небывало дорогими овощами и фруктами. К примеру, цена на как правило недорогой виноград так и не опустилась ниже отметки в 100 сомов за кило. Но еще большим потрясением является то, что стоимость привычных и дешевых яблок и груш почти догнала виноградную.

Да, основная причина дороговизны сельхозпродукции – маловодность и, как следствие, низкая урожайность. Но есть в сложившейся ситуации и другой «виновник»: на формирование отечественных цен оказала влияние ситуация в мире и, в частности, Россия, установившая санкции на ввоз ряда продуктов с Запада. Дефицит, образовавшийся на российском рынке после запрета на ввоз европейской продукции, привел к тому, что все запреты, ранее не позволявшие Кыргызстану беспрепятственно ввозить свои продукты в Россию, были сняты. Произошло это в августе, а уже в сентябре отечественный рынок отреагировал подорожанием.

«Цены повышаются уже сейчас, это чувствуется. Яблоки уже стоят 100 сомов. Мы живем не для того, чтобы кормить соседей. Нам нужно кормить себя, а оставшееся продавать соседям», — озвучил проблему на одном из сентябрьских заседаний Жогорку Кенеша Омурбек Абдрахманов (без фракции).

Другой его коллега, лидер парламентской фракции «Республика» Максат Сабиров, и вовсе рассказал K-News о том, что сельхозпродукцию для вывоза на пустующий российский рынок грузят прямо с полей.

«Недавно ехал из Иссык-Кульской области, видел, как в 38 машин загружают яблоки и груши, все отправляют в Россию. С одной стороны, это хорошо – крестьяне заработают, но с другой стороны, мы сами-то завозим фрукты и овощи из Китая и Узбекистана. Правительство должно все контролировать, просчитать, сколько можно вывезти, сколько можно завезти. Без такого контроля у нас просто будет подорожание цен на продукты», — сказал Сабиров.

Вместе с тем, по данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации, из Кыргызстана в Россию вывезли уже 200 тыс. тонн сельхозпродукции – огурцов, капусты, моркови, яблок, груш, сухофруктов, помидоров, лука, фасоли и прочего. Но, уверяют в Минсельхозе, на внутреннем рынке этот объем все равно продать бы не удалось.

«Обычно 20-30 % сельхозпродукции портится, потому что ее никто не покупает. Сейчас мы вывозим только эти излишки. Конечно, осенью обычно происходит сезонное снижение цен на овощи и фрукты, а в этом году больших снижений не было, потому что прямо с полей забирают продукцию в Россию, нашим фермерам выгодней продавать продукцию за рубеж, чем ждать, когда она сгниет у нас», — сказал глава Минсельхоза Таалайбек Айдаралиев.

Впрочем, вопрос подорожания актуален, в основном, для горожан, считает министр. И уверяет: решить проблему можно – достаточно организовать ярмарки, где овощи и фрукты продавались бы по более низким, чем на обычных рынках, ценам.

«Тем более, не все же вывозится в Россию, для внутреннего рынка производители тоже работают. Есть такие сорта, которые быстро портятся, они предназначены только для внутреннего рынка. Нужно радоваться, что наши фермеры получили возможность экспортировать свою продукцию и зарабатывать деньги. Конечно, экспорт влияет на цены здесь, это мы должны компенсировать за счет увеличения урожайности», — сказал Айдаралиев.

Похожее мнение выразил и другой член кабмина, министр экономики Темир Сариев. С той лишь разницей, что он уверен: нынешние «кусачие» цены на овощи и фрукты с экспортом за рубеж не связаны, во всем виновата засуха.

«Если у нас увеличивается экспортный потенциал, если наши крестьяне имеют возможность продавать свою продукцию дороже, то это выгодно нашим производителям. Они получают больше доходов и имеют возможность расширять свое производство, увеличивать площадь своих земель и так далее. Лучше пусть крестьяне получат доходы, чем их продукция сгниет, как было в прошлые годы. С другой стороны, если продукция будет уходить на экспорт, то определенные трудности возникают внутри страны, но у нас есть специальное постановление, согласно которому при резких скачках цен на основные виды продукции правительство может их регулировать», — сказал министр.

Однако такая позиция правительства не нашла поддержки в рядах парламентариев. Так, депутат Улукбек Кочкоров (Ата-Журт) отметил, что Минэкономики должно произвести расчеты, которые позволят определить экспортный потенциал страны, не подразумевающий роста цен на внутреннем рынке.

«Люди могут начать экспортировать свою продукцию из-за большей прибыли, но без точных расчетов на внутреннем рынке может образоваться дефицит. А это обязательно приведет к повышению цен. Вопрос обеспечения продовольственной безопасности, к сожалению, остается вне поля зрения. Я считаю это полной несостоятельностью нашего Министерства экономики, потому что оно не может просчитать, какой у нас экспортный потенциал, и конкретно по товарным позициям сказать, сколько мы можем вывозить за пределы страны», — настаивает Кочкоров.

Таким образом, для Кыргызстана снятие запретов на ввоз продуктов в Россию стало палкой о двух концах. Сегодня предстоит решить, что для нас выгоднее: заработать дополнительную копейку на экспорте или же обеспечить продовольственную безопасность своих граждан. Впрочем, возможен и третий вариант, когда правительство озаботится тем, чтобы найти «золотую середину»: обеспечит работой крестьян, продуктами питания – всех граждан.

Поделитесь новостью