На этой неделе в кабинете министров Кыргызстана произошло очередное изменение, точнее – увольнение по собственному желанию. На этот раз в отставку подал министр энергетики и промышленности Осмонбек Атрыкбаев.
Самое примечательное, что об отставке стало известно через 2 часа после громкого заявления президента страны Алмазбека Атамбаева о непрофессионализме Артыкбаева.
«Назрело принятие некоторых кадровых решений в сфере управления энергетикой. Осмонбека Артыкбаева я считаю честным, добросовестным руководителем, но в сегодняшней ситуации на посту министра энергетики и промышленности нужен профессиональный менеджер из непосредственно энергетической отрасли, глубоко знающий все проблемы и нюансы этой сферы», — сказал глава государства.
Осмонбек Артыкбаев намек понял и поспешил исполнить желание президента. Складывается ощущение, что договоренность о такой схеме была достигнута ранее, что было бы неудивительным, учитывая, что именно фракция СДПК выдвинула Артыкбаева на пост министра энергетики.
Однако некоторые депутаты все же считают действия уже экс-главы Минэнерго неправильными. Например, Сайдулла Нышанов (Ата Мекен) отметил, что Артыкбаев поступил неправильно, уйдя с должности с первым выпавшим снегом.
«Если он хотел уйти с этой должности, то нужно было уходить еще в мае-июне. Неправильно, что он уходит с должности с первым выпавшим снегом. Министры, уходя в отставку, не несут никакой ответственности за свою сферу деятельности», — сказал парламентарий.
Насчет ответственности депутат подметил точно, в случае с Артыкбаевым непонятно, кто же все-таки ответит за провал подготовки к отопительному периоду — цены на уголь все растут, электроотопление отключается, газовое отопление дорого обходится, а тарифы на тепло и горячую воду подняты.
Член фракции СДПК Дамира Ниязалиева отметила, что социал-демократы не снимают с себя ответственности за деятельность Артыкбаева. При этом она выразила мнение, что премьер-министр Джоомарт Оторбаев, ставленник партии «Ата Мекен», также должен отвечать за действия своего кабинета министров.
Об ответственности Джоомарта Оторбаева заявил и лидер фракции «Ар-Намыс», по совместительству председатель коалиции парламентского большинства, Феликс Кулов. Он отметил, что после заявлений президента Артыкбаев был обязан уйти, а в противном случае его бы «ушли» сами социал-демократы.
«Учитывая, что это квота СДПК, а президент сказал, что нужен профессиональный человек, фракция среагировала, и министр подал в отставку. Даже если бы он не ушел после такого заявления президента, его все равно ушли бы. По итогам зимы придется ответственность возлагать уже на правительство, кто-то же должен ответить за зиму! Конечно, вопрос встанет уже и об ответственности премьера. Это говорят депутаты, это не мое мнение. Кто ответит перед народом? Новый министр? Это будет глупо. Все уже говорят о том, что ни один министр не отчитался, все ушли по собственному желанию, все хорошие», — сказал Кулов.
Кстати, о новом министре. Этим вопросом озаботились не только члены фракции СДПК, но и другие парламентарии. В Жогорку Кенеше уже предлагают кандидатов, а в кулуарах поговаривают, что социал-демократы могут вернуться к вопросу двухгодичной давности, когда фракцией «Ар-Намыс» предлагалось назначить на пост министра энергетики и промышленности Валерия Диля, который в этом году стал вице-премьер-министром по экономике и инвестициям.
У Кулова и сегодня есть кандидаты на пост министра энергетики, которых он готов посоветовать коллегам из СДПК.
«Если бы меня спросили насчет министра, я бы предложил Эрнеста Кадырбекова, он эксперт в области энергетики. У него идеи правильные, человек он решительно настроенный, у него хорошие контакты с казахскими, узбекскими энергетиками. Он знает изнутри эту систему», — сказал лидер «Ар-Намыса».
По словам депутата Сайдуллы Нышанова (Ата Мекен), одной из подходящих кандидатур на пост министра энергетики является депутат ЖК третьего созыва Раимбек Мамыров. А Талантбек Узакбаев (Ар-Намыс) считает, что Артыкбаева мог бы заменить его заместитель Кубанычбек Турдубаев.
Чтобы ни говорили парламентарии, окончательное решение остается за фракцией СДПК, за которой и закреплена квота министра энергетики. Лидер фракции Чыныбай Турсунбеков в интервью K—News сообщил, что только вернулся из командировки и в ближайшее время займется поиском подходящего кандидата. Однако объявлять открытый конкурс, как до этого делали «арнамысовцы», Турсунбеков не намерен.
«Зачем объявлять конкурс? У нас партийный принцип. Я пока не могу говорить о конкретных кандидатах, но на этот пост нужен профессионал, и мы его найдем», — пообещал нардеп.
Политолог Марс Сариев считает, что формирование правительства коалицией большинства показало себя не с лучшей стороны, о чем можно судить по провалу реформ не только в энергетике, но и в других сферах.
«Отставка Артыкбаева свидетельствует о том, что выдвижение министров партиями по квотам оказалось неэффективным, потому что не рассматриваются профессиональные качества выдвиженцев, в первую очередь обращается внимание на какие-то политические моменты. Может быть, это привело к политической стабильности, но в итоге также привело к системному кризису в энергосекторе. Поэтому обязательным критерием при выборе должен быть профессионализм, а премьер-министр должен отвечать своей головой за свой кабинет министров. У нас же получается, что министры — выдвиженцы партий, а у премьера руки коротки, чтобы формировать свою команду или воздействовать на министров», — сказал Сариев.
Также он отметил, что «тихая» отставка Осмонбека Артыкбаева бросает тень на партию СДПК, чьим ставленником он и является.
«Получается очень нехорошая пауза, которая может привести к разным толкованиям, и даже ослабить действующую власть. Не может быть нарушения без наказания», — добавил политолог.
Вообще, добровольная отставка министров становится нехорошей тенденцией в политике Кыргызстана. Если человек плохо работает, то его должны увольнять, уход же по собственному желанию порождает только вопросы. В случае с Артыкбаевым внести ясность могут президент, фракция СДПК или сам экс-министр. Глава государства может публично объявить о том, что министр не справился с работой и был за это уволен, фракция СДПК может взять на себя ответственность за назначение непрофессионального руководителя и найти достойную замену, либо Осмонбек Артыкбаев может заявить о том, что не справился с возложенными на него обязанностями, в связи с чем и решил покинуть пост, дабы не бросать тень на партию, выдвинувшую его. Но что-то подсказывает, что ничего из этого списка не произойдет, и Артыкбаев так и останется в истории «честным, добросовестным руководителем», как выразился глава государства, добровольно пожелавшим покинуть пост министра.