Мусульманские женщины: от исламизации к радикализму

Автор -
1297

С какими угрозами и проблемами в современном обществе сталкиваются мусульманские женщины? Это и запрет ношения хиджаба, и правовая незащищенность жен, живущих в неофициальных браках, и участившиеся случаи вовлечения женщин в экстремистские религиозные организации.

Если в 2005 году доля женщин в экстремизме в КР составляла лишь 1,1 %, то в 2014 году она возросла до 23 %. Слабый пол наравне с мужчинами активно осуществляет пропаганду радикальных идей, создавая женские группы, подчеркивают в Министерстве внутренних дел.

Эксперт аналитического центра «Полис Азия» Асель Мурзакулова провела исследование о причинах радикализации женщин. Научная работа основывается на десятках интервью с осужденными женщинами, причастными к экстремистской организации Хизб ут-Тахрир. Кроме того, были сделаны кабинетные исследования по изучению социальных проблем женщин.

Последние тенденции показывают, что сегодня происходит снижение экономической активности слабого пола. Если в 1991 году почти 90 % женщин были экономически активны, то сегодня это только 41 %. Это говорит о том, что экономические возможности женщин недостаточно развиты по ряду социальных и экономических причин. Можно сказать, что безработица среди женщин на 20 % выше, чем среди мужчин. При этом на рынке теневого труда 70 % работников составляют именно женщины. Нужно отметить, что официально оплата труда слабого пола составляет всего 78 % к зарплате мужчин. Женщины при этом тратят в 3,5 раза больше времени на неоплачиваемый домашний труд, уход за детьми.

«Одной из крупных проблем современной женщины является высокий порог насилия. Проблема личной безопасности стоит очень остро. Если мы говорим о политическом фоне, то перманентные митинги, захваты власти, политические кризисы привели к тому, что любое проявление насилия в стране стало восприниматься нормально. Это очень опасная тенденция», — подчеркнула эксперт.

Она отметила, что ее исследование опровергло бытующее в экспертном сообществе мнение, что экстремистские идеи приносятся извне, что есть некие деструктивные мегаидеологии, которые экспортируются, а затем подхватываются социально уязвимыми или политическими группами.

«Наши исследования показывают, что при таком подходе совершенно игнорируются внутренние факторы, которые являются основой, мотивирующей людей вступать в деструктивные организации. Респондентами были озвучены такие мотивационные установки как обеспечение личной безопасности. Тот высокий порог насилия в семье, отсутствие доверия к органам правопорядка, правосудия делают членов семьи основными гарантами личной безопасности для религиозных женщин. Но как показывают опросы, рекрутация женщин происходит посредством близкого круга, через братьев, отцов. Таким образом, вхождение в деструктивную организацию, поддержка ее идей является фактором расширения пространства личной безопасности. В таком сообществе женщина чувствует себя безопасней, чем в повседневном кыргызском обществе», — сказала Асель Мурзакулова.

Причиной вступления женщин в ряды радикальных формирований является и обеспечение личной реализации. В основном роль женщины заключается в сохранении домашнего очага, в заботе о семье. Но у религиозной женщины могут быть и другие потребности.

Еще одним мотивом является финансовое поощрение. Более 97 % респондентов ответили, что безработица и бедность для женщины является основной причиной вступления в организации такого толка. 

«Безусловно, бедность сужает доступ к базовым потребностям, таким как образование, медицина, бедность, обостряет проблему выживания. Вступление в эти организации косвенно имеет момент финансового поощрения. Им оказывается помощь в оплате долгов, распространении продуктов питания, содействии в оплате медицинских услуг и разные виды поощрений. Нужно отметить, что слабая религиозная грамотность и информированность также может быть причиной вступления женщин в такие организации. Более 90 % женщин не понимают различий между течениями. Они не способны на самостоятельный анализ, формулировку вопросов», — подчеркнула Асель Мурзакулова.

По мнению эксперта, развитие существующей системы, когда граждане могут выразить свое мнение, обсудить его с госорганами, позволит снизить риски радикализма.

«Когда мы имеем легитимные каналы донесения наших нужд до лиц, принимающих решения, то риск радикализации не будет стоять в конкуренции с вопросами легального достижения своих интересов. Страны, где радикальные движения пришли к власти, имеют позицию авторитарного управления. Государство не слышало своих граждан, и у них больше не было идей кроме как радикализироваться», — добавила она.

Платок раздора

Немаловажным фактором, влияющим на мусульманок в современном обществе, остается вопрос ношения хиджабов. Споры о том, правильно или неправильно запрещать одевать платки в школах и университетах не закончатся, пока стороны в лице мусульманского сообщества и государства не придут к единому мнению и пониманию вопроса. А пока существующую проблему мусульманки решают на местах своими методами.

С Министерством образования не первый год идет борьба за ношение платка в государственных школах и университетах, признается председатель общественного фонда «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы. Были случаи, когда студенток Кыргызского национального университета, Кыргызско-Турецкого университета «Манас», Кыргызско-Российского Славянского университета, Кыргызского госуниверситета не впускали на лекции. Бывали случаи, когда директоры школ буквально срывали с девочек платки вместе с волосами.

«Приходит на должность новый министр. Нет бы заниматься реформами в образовании, один хочет видеть их ноги, другой министр хочет видеть их волосы», — сказала она.

Не так давно ряд депутатов и молодежное крыло партии «Ар-Намыс» предлагали вынести вопрос запрета ношения хиджаба в школах и университетах на всенародный референдум. Тогда высказывались мнения, что это может привести к расколу страны. И, кроме того, не стоит забывать, что в государстве у каждого гражданина есть право на свободу вероисповедания. Но, тем не менее, парламентариев возмущал внешний облик кыргызских девочек и девушек.

«Кыргызы никогда не надевали хиджаб, они носили платья с длинными рукавами, жилетки. Девочки надевали на голову тюбетейки, замужние – платки, женщины преклонного возраста – элечек. Когда мужчины надевали платья? Они ведь всю жизнь верхом на лошади были. Недавно в школе я увидела девочку нулевого класса в черном платье и хиджабе. Она сидела и мучилась от жары. Я спросила у учителей, что это такое? Теперь что, те, кто носит хиджаб, — благочестивые, а те, которые не носит, — неблагочестивые?! Почему мы должны одевать арабскую, пакистанскую одежду? Я чту мусульманство, знаю его правила, но у нас есть своя национальная одежда», — заявила тогда парламентарий Майрамкуль Тиленчиева.

Глава общественного фонда «Мутакалим» отметила, что девушки с радостью носили бы одежду с национальным колоритом. Однако стоит это удовольствие достаточно дорого, а студентки не могут себе позволить $300-500 на один наряд.

«Наши депутаты заявляли, почему девушки не одевают национальную одежду. А почему сами парламентарии одеваются в европейском стиле? Пусть национальную носят. Мы хотим одевать одежду в национальном колорите, но это очень дорого стоит. Сшить один хиджаб стоит 300-500 долларов. А откуда такие деньги у студенток? Конечно, она купит самопошив за 300-500 сомов», — сказала председатель общественного фонда Жамал Фронтбек кызы. 

Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов считает, «в государстве должны понимать, что запрет ношения хиджаба может привезти к радикализации, проявлению терроризма». С другой стороны, противники ношения хиджабов опасаются, что именно хиджабы и могут повлиять на уровень радикальной исламизации.

Шариатские суды

«Мы не знаем, куда даже обращаться, когда идут нарушения прав женщин, живущих в неофициальном браке. Как мужчина, 8 раз съездивший в Мекку, может так поступать, непонятно! Это его не останавливает совершать такие поступки», — сказала глава кризисного центра «Сезим» Бубусара Рыскулова, к которой за помощью в решении имущественных прав обратилась многодетная мать, оставленная мужем.

По мнению экспертов, в КР назревает необходимость создания шариатских судов в рамках правовой системы. В частности, такие суды занимались бы вопросами брака, наследования имущества и различных споров.

«Кто будет защищать права женщин? Государство не может защитить их права. А по шариату у женщин намного больше прав, чем у мужчин», — подчеркнул Кадыр Маликов.

Председатель общественного фонда «Мутакалим» добавила, что шариатские суды нужны уже сейчас. По ее словам, детям, которые родились от вторых, третьих жен, сейчас уже по 17-18 лет. И неясно, как будет проходить раздел имущества между ними.

Со всеми вышеназванными проблемами современное гражданское общество сталкивается все чаще. Кого-то это касается прямо, кого-то косвенно. Хоть религия в нашей стране и отделена от государства, это не значит, что все можно пускать на самотек. При отсутствии контроля  возможна радикализация общества, и это мы наблюдаем уже сейчас. Если не сегодня, то в будущем все равно государство и мусульманское сообщество должны прийти к какому-либо консенсусу – в вопросах ношения хиджаба, получения образования, регулирования семейных и наследственных отношений в мусульманских семьях. И чем раньше начнется диалог государства и религии, тем легче будет решить существующие проблемы и ликвидировать существующие риски для общества.

Поделитесь новостью