Накануне Жогорку Кенеш утвердил в должности министра энергетики и промышленности Кубанычбека Турдубаева, который при Осмонбеке Артыкбаеве занимал пост заместителя министра. Назначение было непростым, впервые обсуждение кандидатуры министра в парламенте вылилось в долгие споры и взаимные упреки.
Причиной противостояния стало то, что Турдубаев оказался судимым. По его собственному признанию, в 2002 году, будучи руководителем Джети-Огузского РЭС, он не сумел противостоять давлению вышестоящего руководства ОАО «Востокэлектро» и был втянут в повсеместно использовавшуюся в те времена практику искусственного снижения показателей коммерческих потерь электроэнергии. В итоге Турдубаев оказался в числе 27 работников ОАО «Востокэлектро», привлеченных к уголовной ответственности. Каракольский городской суд приговорил его к штрафу, но коллегией Иссык-Кульского областного суда Турдубаев был освобожден от наказания в связи с амнистией.
«Это стало страшным уроком на всю жизнь. И хотя суд установил, что никакого финансового ущерба государству или предприятию не было нанесено, подтвердил отсутствие в наших действиях коррупционных деяний, и хотя вмененные нам преступления относятся к категории небольшой тяжести, я признавал и признаю свою вину, искренне раскаиваюсь и до сих пор прошу прощения перед обществом, перед светлой памятью своего отца, перед коллегами и близкими за проявленную тогда нетвердость. Дал себе слово быть принципиальным, работать честно и впредь не поддаваться какому-либо давлению. Ответственно заявляю, что именно так я и работал все прошедшие годы. Полученный в молодости страшный урок помог мне стать тверже и принципиальнее», — заявил Турдубаев.
Однако раскаяние чиновника не повлияло на решимость лидера фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, который неоднократно выступал против его назначения и призывал коллег не поддерживать кандидатуру.
«Я видел 24 правительства в этом зале, но в первый раз вижу, как приводят судимого министра. Ни один президент, ни Акаев, ни Бакиев, не делали такого, ни один премьер-министр не говорил, что человек был судим в молодости и исправился, пусть работает дальше. Такого беспрецедентного события еще не было», — сказал Текебаев.
Своим высказыванием политик «кинул камень» и в сторону президента, и премьер-министра. Кстати, именно противостояние между ними и называют основной причиной неодобрения кандидатуры Турдубаева «атамекеновцем».
«Это проблема между СДПК и «Ата Мекеном», социал-демократы выдвинули кандидатуру самостоятельно через премьер-министра, а «Ата Мекен» естественно выступил против. Это продолжение тех конфликтов, которые идут последние полгода между СДПК и «Ата Мекеном», между президентом Алмазбеком Атамбаевым и Омурбеком Текебаевым», — считает депутат Равшан Жеенбеков.
Самое удивительное, что в данном вопросе депутатский корпус проявил редкое единодушие, выступив единым фронтом за назначение Турдубаева и соответственно против мнения Текебаева. Такую лояльность всех фракций к СДПК, включая оппозиционные «Республику» и «Ата-Журт», депутаты объясняют просто — желание быть в коалиции большинства или хотя бы близко к ней.
Но возникает вопрос, почему СДПК не согласилась с мнением своего стратегического партнера и не выдвинула другую кандидатуру на пост министра? Неужели Турдубаев единственный в стране специалист, который сможет возглавить Минэнерго?
«Я не знаю, какие у него связи, но я допускаю, что если за Турдубаева борются социал-демократы, причем достаточно жестко, даже ценой дружбы с «Ата Мекеном», значит, за Турдубаевым стоят достаточно сильные группы или достаточно сильная фигура. Я могу предполагать, что эта фигура Атамбаев», — поделился мнением Жеенбеков.
Рассуждения парламентария оказались не так далеки от истины, источники в СДПК сообщили, что социал-демократы не будут так рьяно поддерживать кандидатуру кого бы то ни было, если это желание не исходит от самого главы государства.
И так, кто стоит за Турдубаевым и почему его все-таки назначали министром, несмотря на его судимость, понятно. Но зачем это нужно самому президенту? Тут социал-демократы отмечают, что дело не в самом Турдубаеве и его связях, а в принципах.
«Любой руководитель какой-либо организации и предприятия может взять на работу того, кого захочет. И если некоторые работники выступают против такого назначения, руководитель собирает вокруг себя единомышленников. В этот раз с СДПК согласились все фракции, «Ар-Намыс» — потому что хочет остаться в коалиции, а «Республика» и «Ата-Журт» — потому что хотят в ней быть. Текебаев на этот раз остался один», — высказал свое мнение социал-демократ, пожелавший не озвучивать свое имя.
Теперь ход за лидером «Ата Мекена». Решится ли он пойти на ответный шаг и развалить очередную коалицию большинства или все-таки захочет остаться в альянсе и не терять своего ставленника во власти? Хотя, судя по разговорам среди депутатов, Текебаев уже не имеет такого влияния на Джоомарта Оторбаева.
«Я думаю, это один из последних моментов, которые разделяют нас от развала коалиции. Оторбаев выбрал Атамбаева. Премьер-министр не «атамекеновский» человек, я об этом всегда говорил. Его выдвинул президент, а «Ата Мекен» был вынужден поддержать кандидатуру. Оторбаев никогда не был членом «Ата Мекена», я это хорошо знаю, как бывший член этой партии. Он подчиняется Текебаеву в какой-то мере, но выдвижение министра энергетики было последней каплей. Это показало, что после этого Оторбаев будет только на стороне Атамбаева, причем открыто, и у них начнутся проблемы с «Ата Мекеном», — отметил Равшан Жеенбеков.
В кулуарах парламента также поговаривают, что главный «атамекеновец» уже не вмешивается в работу кабинета министров в такой степени, как это было раньше. Остается только гадать, действительно ли назначение нового министра энергетики станет последней каплей в чаше терпения Омурбека Текебаева, особенно после того, как остальные фракции не поддержали «атамекеновца» в вопросе с Кумтором и при голосовании за законопроект об уголовной ответственности за остановку работы предприятий, который также разрабатывался специально для золотодобывающей компании. Сегодня «атамекеновцы» уже провели закрытое заседание. Что именно там обсуждалось, неизвестно, однако перед заседанием Текебаев попросил журналистов удалиться, лишь произнеся загадочные слова о необходимости обсудить «сложившуюся ситуацию». Конечно, если «Ата Мекен» все же решится и развалит коалицию большинства, отправив премьера в отставку, шансы на получение места в новом альянсе у партии существенно сократятся.