Отставные правоохранители считают, что порядочных людей в милиции почти нет, правозащитники жалуются на их жестокость, но жалеют за бесправие.
25 октября органы МВД Узбекистана отметили профессиональный праздник. Президент Ислам Каримов наградил отличившихся сотрудников орденами и медалями. Пишет uznews.
«Милиция калымит даже на убийствах»
О происходящем в правоохранительных органах нелестно отзываются отставные офицеры милиции, просившие при публикации изменить их имена.
«Раньше, при Советском Союзе, в МВД было 90%, кто работает, и только 10% тех, кто «гоняют балду». Сегодня – в точности наоборот», — говорит Эркин, подполковник в отставке из Ташкента.
По его словам, «раньше на тех, кто брал взятки, показывали пальцем, а теперь коррупция – в порядке вещей. Многие поступают в милицейские учебные заведения за взятки, и учатся в них за взятки, а чего ждать от таких «инкубаторских» милиционеров?» — рассуждает отставник
С ним согласен его коллега Махмуд — бывший подполковник из Кашкадарьи. По его словам, «сотрудники милиции стали калымить даже на убийствах, выискивая в качестве подозреваемых людей побогаче и раскручивая их на большие деньги».
«Били так, что стал харкать кровью»
У многих из тех, кому пришлось столкнуться с работой милиции, воспоминания остались не лучшие.
«У меня обокрали квартиру, но милиция не нашла ни пропавших ценностей, ни преступников, а дело повернула так, как будто я сам себя обворовал», — говорит 35-летний Акрам из Ташкента.
Молодой парень по имени Михаил утверждает, что три года назад был задержан по подозрению в ограблении:
«Били так, что потом неделю харкал кровью — заставляли дать признательные показания».
Михаилу тогда повезло — признания он не подписал, настоящие преступники нашлись, парня выпустили.
Но нередко на основании «выбитых» таким образом признаний в Узбекистане выдвигаются серьезные обвинения и присуждаются реальные сроки.
«Боятся не бандитов, а милиции» У правозащитников, которые находятся под пристальным вниманием правоохранителей, опыт общения с ними – крайне негативный.
«Работают через пень-колоду. Как ни придешь, смотрят телевизор. Начинают что-то делать только, когда напишешь на них жалобу», — говорит правозащитница Татьяна Довлатова.
Критикует милиционеров и лидер Правозащитного Альянса Узбекистана Елена Урлаева, которую они неоднократно задерживали и обыскивали.
«Подозреваемых в милиции бьют и пытают. Милиционеров у нас боятся больше, чем бандитов – они страшнее и наглее», — говорит правозащитница.
Это мнение разделяет и правозащитник Шухрат Рустамов, называя милицию «настоящими псами высокопоставленных чиновников».
«Им скомандуют «фас» и они бросаются выполнять приказ, не думая о том, законно это или нет», — говорит он.
За что жалеть милиционеров?
В словах правозащитников звучит и сочувствие в адрес рядовых милиционеров. Рустамов признает, что видит, как неловко участковому, которому приходят для разбирательства его жалобы на Генпрокурора и председателя Сената.
Нет к простым милиционерам претензий и у его коллеги Аделаиды Ким, которая не раз жаловалась на незаконные задержания. «У меня вопросы к тем, кто отдавал эти приказы, а не просто их выполнял», — говорит правозащитница.
Правозащитники сходятся во мнении, что одна из причин милицейского произвола — отсутствие в Узбекистане закона о милиции.
«Был бы такой закон – каждый сотрудник заключал бы договор, где четко прописано, чем он должен, а чем не должен заниматься», — говорит руководитель ИГНПУ (Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана) Сурат Икрамов.
«Вежливые и обходительные»
Интересно, что те, кто сам не сталкивался с органами правопорядка, нередко положительно отзываются об их работе. «Помню времена, когда на улицах Ташкента ходила толпами пьяная шпана. Сейчас такого, Слава Богу, не увидишь, везде порядок», — говорит пенсионерка Ирина Петровна, чье мнение поддерживает ее подруга Альфия Хафизовна, называя милиционеров «вежливыми и обходительными»
30-летний житель столицы по имени Бекзод утверждает, что после кражи в доме его соседа милиция за три часа нашла преступников и украденное.