В Каталонии подводят итоги голосования о независимости. Называть его референдумом запретил официальный Мадрид, так что пришлось придерживаться термина «опрос». Никакой юридической силы он не имеет, но каталонцев это не остановило. Свои голоса отдали больше двух миллионов человек. Согласно предварительным результатам, за суверенитет выступили более 80 процентов избирателей. Передает ВЕСТИ.
О победе сторонников независимости в Каталонии можно было с уверенностью говорить не только до подсчета голосов, но и еще до старта самого опроса. Как и ожидалось, почти все избиратели — а их больше двух миллионов человек — требуют самоопределения для региона. И несмотря на то, что мнение этого народа официальные власти Испании, кажется, не особенно интересует, местное правительство считает плебисцит более чем успешным и, очевидно, надеется на понимание.
«Сегодня я говорю на английском, чтобы обратиться ко всему миру. Во-первых, то, что в голосовании приняли участие больше двух миллионов человек, уже демонстрирует нашу волю к самостоятельному определению политического будущего региона. Во-вторых, как и все народы мира, каталонцы имеют право решать свою судьбу. Мы делаем это мирно, в рамках демократии, и это — верный путь. Ну и, в-третьих, каталонцы составляют меньшинство среди народов Испании, и поэтому мы не в силах изменить устройство испанского государства», — заявил глава правительства Каталонии Артур Мас.
Демократический процесс или сепаратизм? В Мадриде предупредили заранее, что такого волеизъявления не потерпят, и никакой юридической силы опрос иметь не будет. Референдум запретили решением Конституционного суда. Но глава Каталонии заявил, что голосованию в любом случае быть, а всю ответственность за происходящее Артур Мас взял на себя. Референдум переименовали в символический опрос, организацией его занялись волонтерские движения — вроде бы придраться не к чему. Правда, лазейки для судопроизводства власти все-таки нашли: Минюст поручил Генпрокуратуре провинции проверить, законным ли было использование школ и мэрий в качестве избирательных участков.
«9 ноября мы наблюдали не избирательный процесс. Это акция, а не референдум. Возможно, придет день, и это движение перерастет в процесс, и тогда пройдет законное голосование», — говорит профессор Университета Барселоны Хавьер Понс.
Будет опрос символическим или знаковым — пока не известно. Мадрид свою позицию по итогам голосования еще не озвучил. Но политологи уверены: ставка каталонцев на независимость все-таки сыграет, и если полную автономию получить не удастся, то хотя бы расширения полномочий регион с исторической тягой к свободе, который в прямом смысле кормит всю страну, рано или поздно, но добьется.