В Жогорку Кенеше начался процесс обсуждения запрета ввоза в Кыргызстан праворульных машин. Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству уже одобрил в первом чтении предлагаемые МВД поправки в закон «О дорожном движении в КР». K-News провел опрос, как к данной инициативе относят парламентарии и пройдет ли она в ЖК.
Данияр Тербишалиев:
Я отношусь очень отрицательно к такого рода запретам. Во-первых, запрет противоречит нормам Всемирной торговой организации. Во-вторых, нарушает права граждан, причем нарушает прямым образом. В-третьих, законопроект направлен на уменьшение аварийности на дорогах, хотя нет статистики, что запрет праворульных машин каким-то образом сгладит ситуацию с аварийностью, с безопасностью на дорогах. Все это догадки и предположения. Если брать во внимание количество ДТП с участием леворульных и праворульных машин, то аварии чаще происходят участием машин с левым рулем. Тогда давайте вообще запретим их тоже ввозить. Пусть не ездят ни на леворульных, ни на праворульных, ходят пешком.
Проблема аварийности заключается не в правом или левом руле, а в том, что водительские удостоверения выдаются коррумпированными органами без разбора на лево и на право без соответствующей подготовки. Проблема заключается и в отсутствии дорожных разметок, стандартов.
В целом запрет на ввоз праворульных машин не логичен, непонятно, к чему он приведет. Он может спровоцировать социальное недовольство. Появится еще одна группа недовольных властью. Почему в развитых странах, как, например, в Великобритании, Японии, не запрещают ввоз леворульных машин? Неужели такие страны не беспокоятся о безопасности своих граждан?
Тем более, в настоящий момент праворульные машины более качественные и цены на них ниже. С вступлением в Таможенный союз повысятся расходы на растаможку, тогда тем более будет недоступно купить гражданам леворульную машину. Что делать в этом состоянии? Чиновников это мало интересует, потому что они и так ездят на хороших машинах. Я буду полностью поддерживать организованные гражданами акции недовольств, в случае, если такие будут.
В Жогорку Кенеше вполне могут принять эти поправки на эмоциональной основе, но также будут и противники.
Максат Сабиров:
Я считаю, это правильно. Наши дороги рассчитаны только на автомобили с левосторонним рулевым управлением, поэтому все должно быть по правилам.
Если смотреть экономическую сторону, то конечно, праворульные машины стоят дешевле. Но думаю, сейчас в каждой семье есть по 2-3 машины.
Намного важнее вопрос безопасности на дорогах. Почти 70 % аварий происходит с участием праворульных машин. Для примера, в Турции с 60-миллионным населением происходит 3 тысячи аварий, у нас же с 5-миллионным населением в год доходит до 1200 смертельных исходов в авариях.
Ирина Карамушкина:
Этот вопрос обсуждается в стране довольно давно. Вводя запрет, мы нарушаем права граждан. Тогда нужно было изначально запрещать ввоз праворульных машин, а не запрещать теперь. Сегодня на наших дорогах наблюдается излишек автомобильного транспорта. Конечно, хорошо, что, наши граждане стали жить лучше, раз появилось столько машин. Но большое количество машин повлияло на ситуацию на дорогах. Мнение, что ДТП происходят только из-за того, что машина с правым рулем управления, я считаю совершенно неправильным. Пусть даже будет машина со средним рулем, это все равно человеческий фактор. У водителей праворульных машин концентрации внимания больше, они более внимательные.
В таком случае нужно ограничить ввоз старых, изношенных праворульных и леворульных авто, ввести мораторий на полгода или год для всех машин. Потому что наши дороги не выдерживают такого потока машин. В других столицах нигде нет такого количества маршруток. Мы единственные остались. Нужно переходить на повышение качества и количества общественного транспорта.
Я думаю, в парламенте законопроект не пройдет.
Азамат Арапбаев:
Любые ограничения, даже запрет на ввоз праворульных машин обязательно вызовут недовольство общественности. Но нужно признать, что большинство ДТП происходят с участием именно таких машин. Наши дороги рассчитаны на леворульное движение. Поэтому правительство пошло на такие меры. Мы должны смотреть на все аспекты вопроса. Из-за ДТП с участием праворульных машин происходит столько смертей, а жизнь человека ведь не имеет цены. Думаю, многие с пониманием отнесутся к этому запрету. Приходится выбирать. Я сам поддерживаю запрет.
Райкан Тологонов:
Я считаю, запрет ввоза праворульных машин в страну вызовет недовольство в обществе. Сегодня я не поддерживаю такую инициативу. В цивилизованных государствах так не делают. Если предоставят время, скажем, введут запрет через 5 лет, тогда другое дело, но резко вводить неправильно. Естественно, люди будут возмущаться. Учитывая, что стоимость таких машин ниже чем леворульных, да и праворульные во многом превосходят авто других сборок.
Инициатива, я думаю, не пройдет в Жогорку Кенеше. Депутаты — трезвомыслящие люди.