Научная интеллигенция представила свои рекомендации по реформированию сферы науки и образования

Автор -

    В Бишкеке по итогам проведения круглого стола «Реформа науки и образования в Кыргызстане: Цели и перспективы» приняли резолюцию.

    Участники мероприятия, среди которых видные ученые и деятели образования, депутаты парламента, представители ряда политических партий и НПО, разделяют озабоченность главы государства не вполне удовлетворительным состоянием науки и образования страны.

    Они приветствуют тезис президента, что «научное обоснование должно быть необходимым звеном при принятии государственных решений по крупным экономическим, политическим и социальным вопросам» и считают, что в дальнейшей перспективе необходимо создание новой, современной системы организации науки и научной деятельности.

    Разделяют мнение президента, что реформа «… должна стать важным шагом по возрождению научной деятельности и развитию науки в Кыргызстане, мотивировать научные учреждения, и в первую очередь Национальную академию наук к обновлению и более активной работе» и считают целесообразным поддержать предложение Атамбаева оптимизировать количество вузов и продолжить интеграцию научных и образовательных организаций страны в глобальное научное и образовательное пространство.

    Также участники круглого стола разделяют мнение экспертного совета о том, что: «Цель реформирования сферы науки — это достижение конкурентоспособности и сбалансированности системы науки, обеспечивающей получение, генерирование и передачу знаний, востребованных для устойчивого развития страны, повышение престижа научной деятельности» и предложение о том, что «Необходимо внедрение современных механизмов повышения эффективности науки, такие, как формирование конкурентной среды в научной сфере, создание гибких форм материального стимулирования исследований» заслуживает внимания как один из действенных механизмов реформирования науки.

    По мнению участников обсуждений, предварительная подготовка, предшествующая любым реформам в сфере образования и науки, требует учета местной исторической специфики и тщательного изучения международного опыта и опыта в деле преобразований данной сферы в соседних государствах.

    Они полагают, что цели и механизмы реформирования системы образования и науки на различном уровне подлежат серьезному анализу и учету финансово-экономических, социальных и правовых факторов, которые в целом обусловят успешное функционирование и развитие образования и науки.

    Считают необходимым сохранить научные школы кыргызстанских ученых с мировыми именами и высокий интеллектуальный потенциал ученых республики, которые по ряду направлений ведут свои исследования на достаточно высоком уровне.

    Предлагают провести детальный анализ имеющегося научного потенциала Национальной академии наук КР, ведомственных научно-исследовательских институтов и научных подразделений вузов.

    Отмечают, что эксперименты некоторых стран СНГ по реформе академической науки, рассредоточение ее НИИ по университетам, хозяйствующим субъектам и другим учреждениям оказались неудачными, и практически во всех них Академии наук сохранены или вновь возрождены.

    Считают необходимым на отдельном круглом столе рассмотреть возможность создания уполномоченного государственного органа по управлению наукой с целью определения роли НАН, МОиН КР и на основе заслушанных рекомендаций принимать решение о необходимости создания государственного органа по управлению научными организациями. В 90-е годы при правительстве КР действовал Государственный комитет по науке и технике. Необходимо изучить опыт и принять решение о создании подобного органа.

    Также, представителя научной сферы считают необходимым:

    — расширить полномочия попечительских советов вузов и научных организаций, включить в их обязанности назначение и отзыв ректора университета;

    — перевести большинство вузов в статус государственных некоммерческих самофинансируемых организаций (государственно-частная форма партнерства).

    — принять решение о внедрении в практику статьи 47 Закона «Об образовании» «Отношения собственности в системе образования» о закреплении права собственности образовательной организации на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, являющиеся результатом деятельности образовательной организации;

    — в соответствии с практикой управления высшими учебными заведениями Европы и США и законом «Об образовании» принять решение об автономности и самоуправляемости вузов в вопросах ведения образовательной деятельности;

    — организовать в рамках пилотного проекта ряд учебно-научно-производственных комплексов;

    — создать при УНПК совместно с НАН КР научно-образовательные академические центры;

    — ввести в закон «Об образовании» 3-й уровень образования – доктор философии (PhD).

    В целях безболезненной, последовательной и эффективной реализации инициатив президента страны участники круглого стола направят на рассмотрение Жогорку Кенеша, правительства предложения, указанные в резолюции.

    Отметим, мероприятие проводится Союзом ректоров КР и партией государственного единства и патриотизма «Бир бол».

    Поделиться