Новый Совет по отбору судей: не обошлось без «подковерных игр»

Автор -

    На прошлой неделе Жогорку Кенеш утвердил новый состав Совета по отбору судей, были выбраны 20 человек из 24 членов органа. Остальные представители совета будут избраны на следующей неделе.

    Однако, как всегда, без скандалов утвердить состав органа не удалось, непрошедшие кандидаты начали обвинять депутатов в нелегитимности выборов и лоббировании своих людей в состав Совета.

    На то, чтобы избрать новый состав Совета, парламентариям понадобилось больше 6 месяцев. И, конечно, же, не обошлось без споров внутри фракций. Еще весной этого года фракция СДПК выбрала троих кандидатов — Шамарала Майчиева, Рустама Исаева и Жылдыз Сайдылдаеву. Однако уже через пару дней стало известно о том, что социал-демократы намерены провести повторное голосование, официальная причина – не соблюдение регламента при первых выборах, но отдельные депутаты жаловались на то, что со стороны руководства фракции идет давление с целью провести в Совет Жамыйлу Нурумбетову, которая была в составе прошлого Совета. При повторном голосовании Нурумбетова все же попала в список кандидатов от фракции СДПК.

    Позже выяснилось, что Жамыйла Нурумбетова стала единственной женщиной среди кандидатов от коалиции большинства, и из-за нарушения гендерного баланса утверждение состава Совета по отбору судей было решено отложить на осень. Как оказалось, это были не единственные причины, по которым избрание не состоялось.

    «Жогорку Кенеш должен был утвердить состав Совета по отбору судей к 3 июля, и фракции выбрали своих кандидатов в сроки, но среди них оказались не отвечающие требованиям закона. 5 человек были кандидатами в депутаты, были в списках партий Жогорку Кенеша, этого закон не позволяет. Своих сопартийцев пытались продвинуть «Ата Мекен», «Республика», «Ар-Намыс», «Ата-Журт». 4 или 5 человек из выбранных кандидатов до этого баллотировались на пост судей, но не прошли конкурс, таких людей закон тоже не позволяет выбирать в состав Совета. 2 человека имели судимость, один из них – Борбашев, которого выдвигала фракция «Ата Мекен». Также не был соблюден гендерный баланс, некоторые фракции выбрали кандидатами только мужчин. Даже если бы мы тогда утвердили состав, нам пришлось бы выбирать меньше половины состава, потому что остальные были не подходящими кандидатами. Для устранения этих несоответствий было предложено исправить допущенные ошибки, поэтому утверждение было отложено на сентябрь», — рассказал председатель комитета по судебно-правовым вопросам Токтогул Туманов (СДПК).

    Впрочем, и при новых выборах фракции продолжали упорно продвигать людей, которые по закону не считаются судимыми, но все же привлекались к уголовной ответственности. Например, кандидат от фракции «Ата-Журт» Максат Шамилов на заседании комитета признался, что привлекался к уголовной ответственности, однако был оправдан в суде. Несмотря на то, что отдельные члены фракции выступали за переголосование в связи с не безупречностью репутации одного из своих кандидатов, большинство «атажуртовцев» все же эту кандидатуру поддержали. Привлекавшийся ранее к уголовной ответственности кандидат был и среди выдвиженцев «Республики», кстати, фракция не проводила открытых обсуждений своих кандидатов, а на одном из заседаний фракции просто утвердили уже готовый список. «Ата Мекен» же до последнего держал судимого кандидата в своем списке – Сарылбека Борбашева. Позже его кандидатура была отклонена на заседании коалиции парламентского большинства. Из 15-20 человек, подававших заявки на членство в Совете по отбору судей, выбрать 4 кандидатов с безупречной репутацией, никогда не судимых и не привлекавшихся к уголовной ответственности, для парламентских фракций оказалось сложным и невыполнимым.

    Отдельные парламентарии заявляли о том, что при выборах членов Совета, как и при любых других выборах в Кыргызстане, не обошлось без «подковерных игр» и лоббирования. Об этом говорили и те кандидаты, которые в окончательный список Совета не вошли.

    Слова коллег подтвердил и лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов, который на заседании фракции заявил об «интриге» при выборах кандидатов на совете коалиции большинства, где из представленных тремя фракциями кандидатов формировался единый список.

    По словам Кулова, при голосовании некоторые депутаты стали ходить по рядам и подговаривать коллег, чтобы завалить отдельных кандидатов.

    «Я считаю, что при голосовании за кандидатов завязалась интрига. Те, кто был достоин пройти, не прошли только потому, что отдельные депутаты подговаривали других депутатов. Некоторые кандидаты в совет пострадали незаслуженно из-за депутатских интриг», — сказал лидер фракции.

    Председатель профильного комитета Токтогул Туманов отметил, что лоббирование своих кандидатов имело место быть, хотя это и трудно доказать.

    «Я конкретно не могу сказать, что те или иные депутаты лоббируют кого-то, но когда состав был утвержден, и некоторые кандидаты прошли, а некоторые – нет, заинтересованные депутаты начали говорить, что выборы прошли нелегитимно, незаконно. И некоторые непрошедшие кандидаты так говорят. Но если бы они прошли в состав, то, естественно, не о какой нелегитимности не говорилось бы. У Жогорку Кенеша 16 квот в Совет по отбору судей, а желающих больше. Соответственно идет конкуренция, кандидаты выходили на каких-то депутатов, группы депутатов и через них пытались пройти. Возможно, на таком уровне лоббирование», — сказал Туманов.

    Конечно, место в Совете по отбору судей кажется многим «теплым местечком», ведь принадлежность к судебной системе всегда считалась в кыргызском обществе престижной и доходоприносящей. Хотя депутаты утверждают, что на уровне закона убрали все коррупционные моменты, кыргызский человек всегда найдет лазейку в законе, чтобы обогатиться.

    «Сейчас мы коррупционные элементы в законе пересмотрели, мы требуем, чтобы все было открыто, чтобы процесс избрания записывался на камеры, и любой человек имел к этим видео доступ. Раньше было много информации о том, что члены Совета брали деньги, чтобы избрать кого-то судьей. Но сейчас это трудно сделать, поскольку если раньше они просто голосовали за судей, то сейчас будут ставить баллы за ответы и выбирать судей исходя из полученных баллов. Уже не будет такого, когда захотел — одобрил, не захотел – проголосовал против. Единственное, на мой взгляд, остается престиж и авторитет, что они избирают судей. Возможно, еще играет роль тот факт, что многие юристы хотят стать судьями, а членство в Совете по отбору может помочь стать судьей, потому что его коллеги могут поддержать», — считает Туманов.

    Вопрос по избранию Совета по отбору судей еще не закрыт, из 24 членов было утверждено лишь 20, потому что на своем собрании коалиция большинства утвердила лишь 4 кандидатов из 8. Хотя остальные 4 кандидата уже определены, их утверждение пройдет только на следующей неделе, поскольку профильному комитету необходимо время для проверки кандидатов на наличие судимостей и привлечения к уголовной ответственности.

    Поделиться