Депутат ЖК Эльмира Джумалиева выступила в защиту прав госслужащих

Автор -
206

    В ходе обсуждения в стенах Жогорку Кенеша дополнений в закон КР «О государственной службе», инициированных правительством, депутат ЖК Эльмира Джумалиева обратила внимание присутствующих на ряд принципиальных моментов, которые, в случае принятия этого законопроекта, могут существенно ограничить права госслужащих.

    В справке-обосновании к данному законопроекту указывается, что он якобы разработан в целях реализации части 3 статьи 32 закона КР «О статусе столицы» и части 2 статьи 32 закона КР «О статусе города Ош», что в целом проект соответствует Конституции и действующему законодательству. Между тем, взаимоотношения местных кенешей с органами исполнительной власти должны строиться на принципах разграничения функций и невмешательства в деятельность друг друга.

    В частности, мэры Бишкека и Оша, в соответствии с действующим законодательством, координируют деятельность территориальных подразделений госорганов, дают согласие на назначение их руководителей, участвуют в конкурсном отборе претендентов, вправе поставить вопрос об отстранении их от должности, и т.д. И это не оспаривается.

    Но проблема в том, что теперь, согласно законопроекту правительства, вносятся дополнительные основания в статью закона о госслужбе «Прекращение службы в государственном органе по инициативе администрации государственного органа». Согласно предложенной кабинетом министров редакции, госслужащий может быть освобожден от занимаемой должности в случаях:

    — внесения мэром Бишкека или Оша представления руководителю государственного органа по вопросу освобождения руководителей территориальных подразделений госорганов, кроме судей, прокуроров, работников ГКНБ и органа госстатистики КР за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, а также решений мэра города Бишкек или города Ош;

    — согласия премьер-министра КР с мэрами Бишкека и Оша по этому вопросу, в случае повторного внесения мэром (в течение 3 месяцев со дня выражения несогласия руководителем госоргана с представлением мэра) представления руководителю госоргана по освобождения региональных руководителей соответствующих территориальных подразделений;

    — выражения недоверия Бишкекским или Ошским городским кенешем руководителям территориальных подразделений госорганов, (кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений ГКНБ и органа госстатистики КР) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, а также решений Бишкекского или Ошского горкенеша;

    — повторного принятия Бишкекским или Ошским городским кенешем (в течение 3 месяцев со дня выражения несогласия руководителем госоргана с решением горкенеша) решения о выражении недоверия руководителям на местах. 

    В своем выступлении Джумалиева отметила, что эти предлагаемые нормы не могут относиться к основаниям, так как представление органов местного самоуправления – это документ, в котором описывается допущенное руководителем организации нарушение, за которое его и предлагают освободить от занимаемой должности. Такого рода представления могут быть даны и Счетной палатой, органами прокуратуры и т.д. Следуя этой логике, необходимо в законе «О государственной службе» перечислить все эти представления.

    Между тем Трудовым кодексом КР и Законом «О государственной службе» предусмотрены основные и специальные (дополнительные) основания, по которым досрочно освобождаются от занимаемой должности руководители территориальных организаций, в их числе и несоответствие занимаемой должности, утрата доверия, совершение грубого нарушения трудовых обязанностей и т.д.

    Именно таким нарушениям вышестоящим руководством и дается правовая оценка, и от степени виновности руководителя к нему и принимается соответствующая мера взыскания, в том числе в виде освобождения от должности.

    Исходя из общего смысла трудового законодательства основанием для освобождения от занимаемой должности должно быть не представление, а неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Бишкекского или Ошского городского кенеша.

    «Полагаю, что государственная кадровая политика должна развиваться в направлении более эффективного использования уже имеющихся оснований для освобождения от занимаемой должности. Более того, руководители организаций, находящихся на территории местных органов самоуправления, как госслужащие, напротив, должны иметь гарантии независимости их деятельности от кадровых и политических изменений в государстве, а выполнение ими своих профессиональных обязанностей должно носить аполитичный характер. Аналогичный принцип должен действовать в отношении иных руководящих работников, входящих в номенклатуру должностей, на которые назначение, утверждение (освобождение) от должности осуществляется премьер-министром», — подчеркнула Джумалиева.

    — Общий смысл предложенного кабмином документа направлен на создание дополнительных условий для влияния местных органов самоуправления на руководителей территориальных органов власти. Это позволяет МСУ, ссылаясь на новый закон, использовать дополнительные основания для освобождения их от занимаемых должностей, — резюмировала депутат ЖК,

    В итоге, руководствуясь частью 1 статьи 52 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», докладчик предложила отклонить вышеописанный законопроект проект, как несоответствующей действующему законодательству КР.

    Свои принципиальные замечания и предложения депутат адресовала председателю Комитета по Регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике Айнуру Алтыбаевой, а копию передала для изучения в Экспертную службу Аппарата ЖК КР.

    Поделитесь новостью