Запад теряет Кыргызстан как точку опоры в Центральной Азии?

Автор -
779

С активизацией интеграционных процессов по вступлению Кыргызстана в экономический и политический союзы с Россией, Казахстаном и Беларусью в стране стала активизироваться и деятельность внешних игроков.

В последнее время в республике сильнее стало наблюдаться российское влияние на фоне уменьшения влияния Запада. Эксперты об этом начали говорить давно, когда только планировался вывод американской базы из Кыргызстана. А осенью этого года о своих потерянных позициях заявили и Штаты. Так, посол США в КР Памела Спратлен в своей обзорной статье заявила, что растущее партнерство с Россией привело к прекращению военного присутствия Соединенных Штатов в Центре транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас», в то время как Россия сохраняет свою авиабазу под Бишкеком.

«Еще одной проблемой для наших усилий в поддержку демократии в Кыргызстане является растущее партнерство с Россией. Это партнерство оказало свое воздействие на наши усилия, что привело к прекращению военного присутствия Соединенных Штатов в Центре транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас», в то время как Россия сохраняет свою авиабазу Кант под Бишкеком», — отметила посол, выразив мнение, что по ряду других вопросов руководство Кыргызстана будет приветствовать сотрудничество с Соединенными Штатами, но отдаст все же приоритет отношениям с Россией.

Лидирующие позиции России в качестве основного внешнего игрока в республике естественно не могут не беспокоить США. И здесь возникает вопрос: будет ли Запад молча наблюдать потерю своего влияния или предпримет решительные шаги для восстановления баланса?

Лаборатория демократии

Как отметил политолог Марс Сариев, Кыргызстан интересен США как первая парламентская республика в Центральной Азии. Либеральная модель страны в союзе с авторитарными президентскими государствами может изменить курс государства, что невыгодно для Америки.

«В Центральной Азии Кыргызстан является прецедентом. Это единственная страна, которая осуществляет либеральную модель, парламентская республика в окружении президентских. И США хотелось бы сохранить эту модель здесь и распространить ее далее на Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Россию, как по принципу домино.

То, что мы входим в Таможенный союз, конечно, меняет либеральную модель страны, потому что мы входим в союз с государствами, имеющими президентскую форму правления с более авторитарными режимами. Поэтому наша либеральная модель будет меняться не в ту сторону, какую хотел бы Запад. Запад воспринимает Кыргызстан как инструмент воздействия на окружающие страны. Мы всего лишь лаборатория, также как Грузия, Украина, поэтому Запад не хотел бы терять Центральную Азию как точку опоры», — сказал Сариев.

Демократические процессы

Заявления посла США о том, что остается без ответа вопрос, как Кыргызстан может сохранять свою демократическую траекторию, проводя партнерство со странами ТС, разделяет депутат парламента Омурбек Абдрахманов (без фракции). Он выступает против Таможенного союза, считая, что, присоединяясь к объединению, Кыргызстан подтверждает свой отход от демократического развития.

«В мире для взаимной торговли создана Всемирная торговая организация, членом которой является подавляющее большинство стран. С каждым годом условия взаимной торговли в этой организации упрощаются. А Таможенный союз — это региональный закрытый клуб, где усложнены условия торговли между странами этого союза с другим миром. Значит, этот союз не будет способствовать самостоятельности и открытости стран, входящих в него.

В результате высоких таможенных пошлин, принятых в России, высокотехнологичные и качественные товары из Запада будут поставлены для нас в худшие условия, чем товары из России. Не секрет, ТС — это политическое объединение авторитарных стран против Запада. Вхождением в ТС Кыргызстан подтверждает свой отход от демократического развития. Поэтому, наверное, посол США выражает свою обеспокоенность судьбой демократии в Кыргызстане. Две революции у нас произошли под флагом демократии, за это более 90 человек отдали свою жизнь во время последней революции. Не только посол США, все мы должны беспокоиться за демократическое развитие нашей страны, ибо без демократии развитие невозможно…», — считает парламентарий.

Откатом назад также называют законопроект, приравнивающий представителей неправительственного сектора, занимающихся политическими вопросами, к «иностранным агентам». Сегодня данная законодательная инициатива волнует общественников, которые считают, что с принятием проекта закона произойдет ухудшение демократических процессов в стране.

Стоит признать, что НПО — это важная составляющая гражданского общества, которая помогает в первую очередь детям, женщинам, пенсионерам, людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, показывает, не боясь, государству его ошибки, изъяны и промахи. Вместе с тем, в парламенте группа депутатов выражает опасения перед деятельностью общественных организаций, поэтому считает необходимым контролировать их финансовые источники и их целевое назначение. Парламентарий Райкан Тологонов (Ата Мекен) полагает, что деятельности НПО нужно уделять внимание.

«Если судить по действиям Запада в последние годы, то они попытаются через своих агентов, как мы называем НПО, финансировать различные волнения. Некий демократический союз получил целевые деньги, чтобы распространить волнения по всему Китаю. То, что США применяли на Востоке, вряд ли в Кыргызстане смогут сделать, но то, что Америка сделала в Гонконге, вполне по силам совершить здесь. В последнее время Запад так и поступает. Такая угроза существует», — говорит депутат.

Политолог Марс Сариев отмечает, что в страну направляется волна грантов, в том числе и для мобилизации неправительственного сектора, большей частью поддерживаемого западными донорами. По его мнению, публикация посла США в Кыргызстане Памелы Спратлен, визит в страну организатора цветных революций Джорджа Сороса, а также визит председателя ОБСЕ Дидье Бургхальтера свидетельствуют о возможных противодействиях Запада по присоединению КР к союзу.

«Вы же понимаете, что Сорос не приехал в Кыргызстан, чтобы проинспектировать строительство какого-то здания, он приехал координировать актив, гражданское общество. Это все может выстрелить весной. Я считаю, что кульминационным моментом станет завершение всех процедур, необходимых для вступления в Евразийский экономический союз весной. Деньги ведь тут замешаны колоссальные, и чтобы дестабилизация достигла пика, будет возможна отставка правительства. Тогда лобби ЕЭС лишится части министерской элиты и ее поддержки в парламенте. Напомню, что в стране существует мощное неправительственное движение, которое на сегодняшний день насчитывает 17 тысяч человек, когда в 2005 году хватило и 7 тысяч», — сказал эксперт, добавив, что законопроект против гей-пропаганды также может стать поводом для недовольств определенной категории лиц в обществе.

Дальнейшие отношения КР и Запада в рамках ЕЭС

«Уже становится понятно, что они будут мобилизовывать за 20 лет сформированное прозападное гражданское общество. Скорее всего, будут переформатировать такие объединения как «Движение против Таможенного союза» в политические партии и очень активно работать в политическом пространстве», — считает Марс Сариев.

В следующем году в Кыргызстане ожидаются парламентские выборы. Политические партии уже начали готовиться к данному процессу. Немаловажным возможно для западников станет поддержка отдельных политиков и партий для дальнейшего лоббирования их интересов в Жогорку Кенеше. Хотя, как отметил политолог Марат Казакпаев, сегодня говорить о западной поддержке политиков не приходится. В основном политики имеют пророссийский вектор.

С другой стороны, по мнению ряда экспертов, возможна деструктивная деятельность Запада по дестабилизации ситуации в КР.

«Возможна дестабилизация ситуации по таким разломам как межконфессиональные конфликты, конфликты на этнической почве, неприятия сексуальных меньшинств. При этом Запад будет проводить многослойные процессы — работа с гражданским обществом, работа по дестабилизации ситуации, все это будет происходить одновременно. Потому что другого выхода у них нет, нужно расшатать ситуацию, чтобы к власти пришли другие люди», — подчеркивает Марс Сариев.

Руководитель аналитического центра «Полис Азия» Эльмира Ногойбаева не разделяет взгляда коллеги. Запад живет своей жизнью, и вести «деструктивную деятельность» там собственно некому и незачем, заявляет она.

«Конспирология сегодня, наверное, наиболее востребованное направление во внешней политике. Я не разделяю этих фобий. Запад живет своей жизнью, и вести «деструктивную деятельность» там собственно некому и незачем. Зачем поддаваться примитивной и пошлой пропаганде и искать кошку в черной комнате», — сказала эксперт.

Политолог продолжила, что «вступление в ТС — далеко не экономический союз, а скорее политический, и нужно понимать и осознавать, что мы (прим. ред. – Кыргызстан) входим в пространство, которое на сегодняшний день, если не конфронтирует с Западом, то переживает не лучшие времена. Но на Западе прекрасно понимают, что выбор Кыргызстана – результат ситуативной политической конъюнктуры.

«Не думаю, что мы будем втянуты в серьезную изоляцию, в которой сейчас находятся инициаторы ТС», — подчеркнула Эльмира Ногойбаева.

Запад не одобряет вступление КР в интеграционное объединение, но он не ведет деструктивную деятельность. Такую точку зрения высказал народный избранник Омурбек Абдрахманов.

«Наоборот, за весь период нашей самостоятельности они оказали огромную денежную помощь. Другое дело, что наша власть неэффективно использует их помощь… Мы до сих пор дефицит бюджета закрываем с помощью денег Запада. Только в этом году у них, у доноров, просим 300 миллионов долларов для закрытия дыры в бюджете. Россия «воюет» с Западом. Мы маленькая и слабая страна. Мы не должны встревать в их споры. В то же время, не должны отходить от демократической линии развития, и нужно сохранять с Западом нормальные отношения. Впрочем, с Россией тоже», — считает парламентарий.

23 декабря 2014 года как «часа X» ждут и политики, и бизнесмены, и мигранты, и обычные граждане страны. В этот день Кыргызстан подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Между тем, в обществе, как сторонники, так и противники интеграции, смутно представляют себе, какой будет их жизнь. Если одни рассуждают исключительно об ухудшении социально-экономических условий, другие задумываются о геополитических угрозах, учитывая складывающуюся в мире политическую конъюнктуру, когда правда на стороне сильных. А третьи считают правильным не одновекторное направление, а гармоничное партнерство и ведение многовекторной внешней политики. Остается лишь надеется, что перемены всегда к лучшему, и верить, что руководство страны понимает, на что идет.

Поделиться