Введение ежегодного обязательного технического осмотра для машин, год выпуска которых старше 7 лет, создаст лишь коррупционную кормушку. Такое мнение выразил депутат Дастан Жумабеков (Ата-Журт) на заседании комитета парламента по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.
Отметим, парламентарии в режиме второго чтения обсуждают поправки в закон о дорожном движении.
Как пояснил министр экономики Темир Сариев, при обсуждении законопроекта на пленарном заседании ряд нардепов выступили против норм документа, инициированного правительством и доработанного профильным комитетом.
«Депутат Курмантай Абдиев предложил проводить обязательный техосмотр ежегодно для машин с годом выпуска старше 7 лет, с 3 до 7 лет – один раз в 2 года. В России и Казахстане такая норма работает, однако по нашим данным, они с 2015-2016 годов могут отойти от этого. Курмантай Абдиев говорит, что 500 сомов для техосмотра — это не такие большие деньги. Депутат Бекешев выступает против этих норм, он предлагает оставить в прошлой редакции. Мы будем рады, если выберите нашу редакцию. В комитете нам сказали, что если не включите предложение Курмантая Абдиева, то они дадут отрицательное заключение по законопроекту», — пояснил позицию Минэконома Сариев.
Парламентарий Дастан Жумабеков (Ата-Журт), выступающий против обязательного техосмотра машин, подчеркнул, что данная норма лишь станет очередной коррупционной кормушкой.
«Сегодня машины 1994-1995 годов выпуска, сколько не проводи техосмотр, они его не проходят. Владельцы машин все равно коррупционными путями проходят техосмотр. Если хотите европейские стандарты, нужны и условия как в Европе. Наши граждане не могут позволить себе купить новые машины. Народу будет тяжело каждый год проходить техосмотр», — сказал депутат.
Его коллега Дастан Бекешев (Ар-Намыс) добавил, что для владельцев машин, использующих транспорт в личных целях, вводить обязательное прохождение техосмотра не нужно.
«Сейчас техосмотр проходят таксисты, грузоперевозчики. Для владельцев машин, использующих транспорт для личных целей, нужно оставить прежние нормы. Я считаю, нужно принять редакцию правительства», — сказал парламентарий.
Однако автор поправки Курмантай Абдиев (Ата-Журт) остался при своем мнение. По его мнению, прохождение техосмотра наведет порядок на дорогах. Да и коррупции в этом вопросе нет, уверен он.
Отметим, согласно законопроекту, техническому осмотру подлежат наземные транспортные средства:
— используемые в предпринимательской деятельности по перевозке: пассажиров, в том числе легковые автомашины (такси); грузов; опасных и специальных грузов;
— специальные и специализированные транспортные средства (автомобили скорой медицинской помощи, пожарные автомобили, автокраны, автолесовозы, автосамосвалы, автоцементовозы, автобензовозы, автомусоровозы, автоэвакуаторы, транспортные средства для перевозки длинномерных, ядовитых и опасных для жизни и здоровья людей, животных, растений, окружающей среды грузов, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ) и транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов);
— транспортные средства, состоящие на балансе юридических лиц.
Транспорт по перевозке пассажиров, опасных и специальных грузов будут проходить техосмотр два раза в год; легковые (такси), оказывающие услуги по перевозке пассажиров, грузопассажирские, грузовые, транспортные средства, состоящие на балансе юридических лиц, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ), специальные и специализированные транспортные средства с годом выпуска: до 3 лет — не подлежат; от 3 до 7 лет — раз в 2 года; старше 7 лет — ежегодно.
По итогам обсуждения законопроект направлен на рассмотрение депутатского корпуса.