Жогорку Кенеш вновь не устает удивлять население своими инициативами. На этот раз депутаты взялись за введение обязательного прохождения технического осмотра автомашин. Данная норма в Кыргызстане в течение последних двух лет является добровольной для владельцев авто, использующих транспорт в личных целях. Не успели граждане привыкнуть к этой норме и вздохнуть с облегчением, как нашлись противники такого положения дел.
Правительство в рамках разработанного пакета законопроектов для вступления КР в интеграционный союз внесло поправки в закон о дорожном движении. Народные избранники, рассмотрев документ, внесли в него свои предложения, одним из которых стало обязательное прохождение техосмотра для машин, год выпуска которых старше 7 лет. Такую идею продвигает и лоббирует парламентарий Курмантай Абдиев (Ата-Журт).
По его мнению, техосмотр – необходимое мероприятие для наведения порядка на дорогах. Он привел в пример преобладающее количество машин с большим эксплуатационным стажем, разъезжающих на дорогах с подбитыми фарами, с открывающимся багажником и другими техническими проблемами.
«И экология наша ухудшается. Посмотрите, на дорогах ездят такие машины, что после них воздух сильно загрязняется. А ведь такого не должно быть. Кто-то должен за этим следить, поэтому считаю техосмотр необходимым. Кроме того, мы вступаем в Таможенный союз, а в России и Казахстане работает норма, обязывающая прохождение машинами техосмотра. Следовательно, мы должны привести в соответствие наше законодательство», — выразил мнение депутат.
Стоит отметить, что проект закона, который должны были принять в третьем чтении на прошлом пленарном заседании, был возвращен в профильный комитет парламента для рассмотрения в режиме второго чтения.
Главное – это жизнь человека
Одним из основных аргументов введения обязательного техосмотра автор инициативы и его сторонники называют обеспечение дорожной безопасности. Они напоминают о каждодневной сводке МВД о гибели людей в ДТП.
Пресс-секретарь Дорожно-патрульной службы МВД Тилек Оторов в разговоре с K—News отметил, что ведомство считает введение обязательного техосмотра машин физических лиц необходимым. Ситуацию на дорогах, это, безусловно, изменит, уверены в ДПС.
«Раньше в ДПС ежегодно проводили проверки технического состояния транспортных средств физических лиц. В настоящее время техосмотр проводят частные лица, для простых граждан прохождение техосмотра по желанию, в основном его проходят при выезде за пределы республики. Ежегодное проведение техосмотра машин обязательно. Ведь многие дорожно-транспортные происшествия случаются иногда из-за технической неисправности машин — отказ тормозной системы и тому подобное. Ситуация на дорогах от технического состояния машин тоже зависит. В Бишкеке мы видим иногда, как ломаются и останавливаются прямо на середине проезжей части машины», — пояснил пресс-секретарь.
Очередная «кормушка»
Сегодня прохождение техосмотра в частных станциях обходится гражданам намного дороже, чем раньше в ДПС. Так, если в данное время услуга обходится в 600-800 сомов, то ранее за легковую машину платили 25 сомов, 45 сомов – за грузовую, общественный транспорт.
Депутат Курмантай Абдиев, лоббирующий обязательный техосмотр машин, считает, что нововведение позволит пополнить бюджет. Однако парламентарий не уточнил, какую сумму приблизительно получит государственная казна.
С таким мнением не согласен народный избранник Дастан Бекешев (Ар-Намыс).
«Такую норму можно было бы включить в закон, если бы техосмотр машин реально проводился. Никто не проходил эти техосмотры. У друзей был посредник в ГАИ, который сразу ставил штук 40 печатей, и деньги уходили в его карман, а не в бюджет. Сегодня техосмотр проводят частные станции техобслуживания. По словам знакомых, практика осталась прежней, как в свое время в ГАИ. Только если раньше водители платили гаишникам за каждую машину по 50 сомов, сейчас частнику платят по 1200-1300 сомов. Везешь машину, договариваешься, ставят печать. Нужна ли нам очередная коррупционная мера? Закон абсолютно работать не будет. Такая же ситуация в России. Мы обманываем сами себя, говоря, что это будет помогать обеспечивать безопасность на дорогах, на самом деле это будет умножать коррупцию», — поделился мнением депутат.
Он подчеркнул, что после введения изменений частные станции не станут платить больше налогов в бюджет.
«Все это ерунда! Есть понятие «налоговая оптимизация», когда я могу сократить свою прибыль, придумав много расходов и платить мало налогов. Частник захотел — по кассе показал, захотел – не показал, кто ему мешает», — добавил парламентарий.
Его коллега Дастан Жумабеков (Ата-Журт) высказал аналогичную точку зрения. Техосмотр никто по-настоящему не проходил, сейчас не проходят и завтра не будут, считает он. Волокита с техосмотром создаст больше проблем для граждан, ведь владельцы машин все равно пойдут коррупционным путем.
ДПС же категорически не согласна с заявлениями нардепов. «При проведении ДПС техосмотра всегда проверялись технические данные транспортного средства», подчеркнули в ведомстве. Сейчас же частные станции ставят печати в техпаспорт, какой бы неисправной машина не была, говорит пресс-секретарь ДПС.
Проблему с дорожной безопасностью нужно рассматривать и решать комплексно, это и принципиальность, и неподкупность сотрудников ДПС, и повышение качества образования в автошколах, и самое главное – социальная ответственность каждого водителя. Напрашивается вопрос, пройдя техосмотр, граждане станут внимательнее и совестливее на дороге? У них сразу повысится социальная ответственность? Или у новичков, купивших водительские права, сразу появится квалификация? Пока мы ищем ответы на эти вопросы, в Жогорку Кенеше под шумок может пройти законопроект, который возвратит нас опять в прошлое.