На отношение местных жителей к компаниям, ведущим разработку недр, во многом влияет то, насколько жители осведомлены о нормах законодательства. К такому выводу пришел Бакыт Жусупов, руководитель общественной приемной по Нарынскому району Нарынской области Консорциума гражданского общества по инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).
Приемная создана в рамках проекта «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству», реализуемого Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Приемная была открыта специально для того, чтобы информировать жителей региона обо всем, что связано с горнорудной отраслью и недропользованием.
Как отметил Жусупов, в основном граждане обращаются в приемную с вопросами о землепользовании, экологии, законе «О недрах».
«В месяц к нам обращаются 20-30 человек. Информированность населения о законодательстве, безусловно, меняет отношения между местными жителями и разработчиками недр. Мы ездим в села и проводим разъяснительную работу о нормах законодательства, о вопросах, связанных с соцпакетом, а также предоставляем жителям раздаточные материалы», – рассказал Бакыт Жусупов.
Руководитель другой общественной приемной, расположенной в Чон Алайском районе Ошской области, Абдылда Темирбердиев отмечает, что в их приемную, созданную в конце 2012 года, граждане обращаются порою целыми группами.
«Общественные приемные – это своего рода связь между горнорудными компаниями, органами местного самоуправления и населением. В первый год к нам поступило 48 обращений, в 2013-ом году – 48, в 2014-ом – 35. Обращаются в основном по экологическим, техническим и экономическим вопросам. Информированность граждан очень важна. Если человек будет знать законы, он будем видеть и понимать, правильно или неправильно работает компания. Если все нормы закона выполняются, то жители будут говорить, что компания работает хорошо и дадут ей возможность функционировать», – считает он.
Схожего мнения придерживается и Гульнара Исбасарова, возглавляющая общественную приемную по Таласской области.
«Общественные приемные – это уникальные институты. Впервые они были созданы в 2003 году в трех областях для предупреждения конфликтов между местными жителями и разработчиками месторождений. Достижениями нашей приемной я могу назвать проведение общественной экологической экспертизы по месторождению Андаш, а также ряд дискуссионных обсуждений по вопросам, связанным с Джеруем и тем же Андашем. Мы обучили граждан тому, как читать нашу законодательную базу, организовывали ознакомительные поездки на месторождения, сформировали группу местных экспертов, которые помогают реагировать на обращения жителей», – рассказывает она.
Таласская приемная – одна из самых востребованных. Когда были проблемы с Андашем, за год в нее обратились порядка 600 человек, сейчас в среднем в год обращается от 400 до 500 человек. Запросы, как устные, так и письменные, в основном касаются земельного права, использования пастбищ и воды.
В целом же за два года работы общественным приемным удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, системно развеивая мифы о страшных последствиях, которые якобы несет разработка недр, консультируя местное население по вопросам законодательства и выстраивая диалог между гражданами, проживающими в зоне разработки месторождений, и компаниями, которые ведут эту разработку. Как показала практика, большинство проблем, порождающих конфликты, возникали в головах сельчан, и причиной тому была банальная нехватка информации. Поэтому многие сложности отпали сами собой, когда эксперты общественных приемных разъяснили что к чему и привлекли местных активистов к посещению месторождений.