Запрет НКО – иностранным агентам в какой-либо форме участвовать в избирательных кампаниях в РФ введен в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, измененный в конце ноября. Передает РБК.
Поправка с запретом была включена ко второму чтению в законопроект, ужесточающий требования к финансированию политических партий, внесенный в Госдуму в июне президентом Владимиром Путиным. Автором изменения выступил председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. Им же подписаны и остальные поправки, внесенные в президентский законопроект, в частности, запрет политическим партиям совершать сделки с НКО – иностранным агентами. Поправки, касающиеся запрета на участие в кампаниях, в отличие от других новелл не анонсировались и публично не обсуждались в Госдуме.
Новая формулировка избирательного закона запрещает НКО-агентам способствовать или препятствовать выдвижению кандидатов и их списков, избранию, а также достижению ими определенных результатов. Запрещено также выступать с инициативой проведения референдума, а также «в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума», сказано в законе. До сих пор эти запреты относились лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным и международным организациям.
Намеренных участвовать в выборах представителей НКО-агентов закон приравнивает к иностранным наблюдателям, следует из текста нового закона. «Участие в избирательных кампаниях… указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом», – сказано в документе. Новое правило начнет действовать с момента объявления очередных выборов любого уровня.
Статус иностранных наблюдателей присваивается только международным организациям, НКО-агенты его не получат, полагает председатель совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов. Получить комментарий автора поправки Плигина РБК не удалось.
О необходимости запрета на наблюдение за выборами для НКО – иностранных агентов ранее заявляла пресс-служба Центризбиркома: деятельность «агентов» может привести к дискредитации института наблюдателей, говорилось в ее заявлении накануне единого дня голосования в сентябре.
Поправки, внесенные в избирательное законодательство, «соответствуют вызовам, которые встречает сейчас наша система», и являются ответом Западу, сказал РБК Борисов. Он напомнил, что иностранным гражданам и организациям и раньше было запрещено участвовать в выборах, но теперь этой норме дали более расширенную трактовку.
Но у НКО-агентов все равно останется возможность обойти запрет, не сомневается Борисов: «Они будут направлять людей в качестве наблюдателей на выборы не под флагом государства, а будут собирать волонтеров, создавать ассоциации без образования юридического лица». В этих случаях должна применяться аналогия права и устанавливаться запрет и на их деятельность, считает собеседник РБК.
Запрет на участие в выборах – первая дискриминационная норма, касающаяся непосредственно деятельности НКО, признанных иностранными агентами, говорит сопредседатель совета движения «Голос» Григорий Мельконьянц. До сих пор первые лица государства говорили, что НКО-агенты могут продолжать заниматься своей уставной деятельностью, включение в реестр агентов никаких последствий не повлечет, напомнил собеседник РБК. Но формулировка новой нормы так широка, что неясно, что именно запрещено НКО-агентам, недоумевает Мельконьянц. НКО и прежде не могли участвовать в выборах; видимо, новая норма должна узаконить запрет на допуск на избирательные участки наблюдателей от газеты «Гражданский голос» – во время сентябрьских выборов их удаляли на основании постановления Центризбиркома, напомнил собеседник РБК.
Запрет работать не будет: включенная в реестр агентов ассоциация «Голос» не работает, а наблюдателей можно направлять на выборы от любых других зарегистрированных СМИ, не только от газеты «Гражданский голос», указывает Мельконьянц. Но этот запрет – тревожная тенденция для всего некоммерческого сектора, поэтому правозащитники намерены против него бороться, говорит собеседник РБК. В частности, последует обращение в Конституционный суд –либо за разъяснением новой нормы, либо с жалобой: запрет противоречит постановлению КС по жалобе на закон об НКО-агентах, где говорилось, что НКО-агенты имеют такое же право заниматься политической деятельностью, как все остальные, напомнил собеседник РБК.