Что нужно знать родителям о своем ребенке

Автор -

    Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при поддержке Образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», привлек к работе  группу экспертов для разработки и реализация мультидисциплинарного подхода в скрининге, то есть выявлении заболевания или отклонений в развитии, и сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Один из привлеченных специалистов – врач-невропатолог, кандидат медицинских наук Нурмухаммед Бабджанов. Сегодня мы хотели бы привести его рекомендации для родителей по эффективному развитию ребенка.       

    «Развитие ребенка – предмет междисциплинарного исследования, проводимого по таким аспектам, как психология, социология, здравоохранение и образование. Для удобства развитие нередко подразделяют на три широкие области: физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное», – говорит Бабаджанов. 

    Физическое развитие включает в себя изменение размеров, пропорций тела, внешности, функциональных систем организма, способности к восприятию, двигательной способности и физического здоровья.   

    Когнитивное развитие – это изменение интеллектуальных способностей, включая внимание, память, знания, способность находить решение проблемы, воображение, творческие и языковые способности.   

    Эмоциональное и социальное развитие – это изменение эмоционально-коммуникативной сферы, уровня самопонимания, навыков межличностного общения, способности устанавливать и поддерживать дружеские и близкие отношения, способности к моральному суждению и поведения в целом. 

    Как отмечает врач-невропатолог, на физическое развитие ребенка оказывает влияние комплекс наследственных факторов и факторов внешней среды. Скорость роста детей, а также окончательные показатели их роста и веса связаны с аналогичными показателями их родителей. Гены регулируют производство гормонов, влияющих на рост детей. Важную роль в стимулировании роста играют такие средовые факторы, как здоровое разнообразное питание, достаточный сон, эмоциональное благополучие и физическая активность. 

    «В рацион детей ясельного и дошкольного возраста обязательно должны входить молоко и молочные продукты, мясо, яйца, бобовые, фрукты и овощи. Необходимо избегать продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров. Лица, осуществляющие уход, должны установить режим, при котором дети имеют достаточную продолжительность сна (10-12 часов), что благотворно влияет на развитие организма и способность детей играть и обучаться», – советует специалист. 

    По его словам, для роста и развития ребенка необходимо эмоциональное благополучие. Крайняя эмоциональная депривация, безнадзорность и жестокое обращение могут подавлять выработку гормона роста и приводить к низкорослости. Физическая среда, в которой дети играют, может влиять на развитие двигательных навыков. Например, надлежащим образом оборудованные игровые площадки побуждают детей бегать и карабкаться, тогда как игры, связанные с рисованием, сбором мозаики и работой с конструктором, способствует развитию мелкой моторики.  

    Что касается когнитивного развития, то здесь, говорит Бабаджанов, в первую очередь необходимо обратить внимание на овладение ребенком речью и навыками грамотности. Свое первое слово дети произносят в среднем в возрасте от 8 до 18 месяцев. Обучение детей помогает им развивать мышление, речь, память, воображение. Дети осваивают язык быстро и легко при обучении в форме игры с использованием рассказов, стихов, упражнений в ритмике. 

    Говоря о социальном и эмоциональном развитии, важно помнить о предупреждении поведенческих и психологических расстройств. «Родители, участвующие в деятельности детей, чутко и отзывчиво реагируют на их потребности, и тем самым содействуют формированию прочной привязанности между родителями и ребенком и воспитывают чувства доверия и защищенности. С другой стороны, физическое и эмоциональное насилие и безнадзорность, жесткая дисциплина и неучастие в деятельности детей становятся причиной эмоциональных и поведенческих проблем в детстве», – заключает врач-невропатолог  Нурмухаммед Бабаджанов. 

    Поделитесь новостью