Основная миссия государства в сфере социальной защиты населения заключается в обеспечении эффективной защиты и предоставлении доступных, своевременных и качественных социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, пожилым и одиноким гражданам, а также семьям и детям в трудной жизненной ситуации.
Для оказания своевременной, комплексной и качественной поддержки уязвимым слоям населения необходимо развитие социальных услуг на всех уровнях. Для этого в Кыргызской Республике в 2008 году был принят Закон «О государственном социальном заказе». Однако соблюдаются ли все его нормы на практике?
Принятый закон регулирует общие принципы, правовые и организационные основы формирования, размещения и исполнения государственных социальных заказов путем реализации социальных программ (проектов). Закон направлен на повышение эффективного использования государственных бюджетных средств, выделяемых для решения социально-экономических проблем, и улучшение качества социальных услуг, предоставляемых нуждающимся гражданам страны.
Государственный социальный заказ – форма реализации социальных программ (проектов) и отдельных мероприятий, направленных на решение социально-экономических задач и оказание услуг за счет государственных бюджетных средств. Реализация государственного социального заказа осуществляется на достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта.
В статье 8 упомянутого закона указано, что финансирование программ (проектов), реализуемых в рамках государственного социального заказа, осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики в виде предоставления грантов.
В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства на финансирование программ (проектов) по государственному социальному заказу. Органы местного самоуправления также имеют право ежегодно предусматривать в местном бюджете средства на эти цели.
К сожалению, органы местного самоуправления до сих пор не преступили к реализации Закона «О государственном социальном заказе». В целях развития социальных услуг органами МСУ должны поддерживаться все инициативы гражданского сектора, привлекаться донорские организации, создаваться условия устойчивой деятельности действующих некоммерческих организаций.
Сегодня именно неправительственные организации берут на себя обязательства в решении насущных социальных задач. Например, Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан», привлек к работе группу экспертов для разработки и реализации мультидисциплинарного подхода в скрининге и сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностика состояния, развитие и сопровождение ребенка, внедрение и разработка новых подходов – это задача государства и органов местного самоуправления, но именно различные программы, реализуемые некоммерческими организациями, помогают на сегодняшний день получать пусть небольшую, но эффективную помощь на местах специалистам, детям и родителям.