Поправки в закон «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике» одобрили в парламентском комитете по экономической и фискальной политике.
Согласно проекту, закон дополняется нормой, по которой к проектам ГЧП будут относиться не только инфраструктурные проекты. В связи с тем, что экономическая деятельность как внешнего, так и внутреннего инвестора связана не только с инфраструктурными объектами, предлагается внести изменения в статью 1 закона, где в обозначенные определения предлагается расширить и дополнить словами: финансированием, разработкой, выпуском оборудования, продукции и оказанию различного рода услуг.
Учитывая, что подготовка ТЭО частным партнером сопряжена с большими финансовыми затратами, предлагается исключить необходимость предоставления ТЭО на первоначальном этапе инициирования проекта ГЧП.
«За время действия закона «О государственно-частном партнерстве в КР» не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь частный партнер проявил инициативу и предложил бы правительству какой-либо проект. И причина этого кроется в том, что любой инвестор заранее попадает в невыгодную для него ситуацию, когда он должен потратить немалые средства на изучение, проработку вопроса, подготовку ТЭО, чтобы потом по милости правительства участвовать еще и в тендере, который проводится по его документам. В этом случае, образно говоря, инвестор может сработать на «чужого дядю». Поэтому законопроектом предлагается проведение тендера исключить и осуществлять его для отбора частных партнеров только в том случае, если государственный партнер будет финансировать часть средств по проекту ГЧП», — отмечают инициаторы поправок.
По законопроекту частные партнеры вправе обратиться к государству с предложением об инициировании проекта ГЧП. После этого государственный партнер обязан в течение 20 рабочих дней принять либо отклонить такое предложение в случае его противоречия действующему законодательству, с последующим уведомлением частного партнера с обоснованием причин отказа. При согласии, государственный партнер принимает решение о даче предварительного согласия на совместную реализацию проекта ГЧП и заключает с ним соответствующее соглашение, в котором оговариваются сроки разработки предварительного или окончательного ТЭО, оценка воздействия проекта на окружающую среду, основные условия и обязанности сторон. В течение 60 дней после подписания соглашения частный партнер должен представить все необходимые документы, оговариваемые в соглашении о намерениях. После их получения государственный партнер в течение 30 дней заключает с частным партнером договор о ГЧП. Отказ государственного партнера от заключения договора о ГЧП оформляется в письменном виде и должен основываться только лишь на несоответствии условий и требований положений действующему законодательству.
В целях защиты и обеспечения гарантий инвестору, вводится норма, предусматривающая обжалование в судебном порядке с возмещением частному партнеру затраченных им средств в случае отказа государственным партнером от заключения договора о ГЧП.