Крах рубля — предвестник политических перемен

Автор -

Очередной «черный вторник», случившийся вчера на российском валютном рынке, имеет все шансы стать наглядным примером диалектического перехода количества в качество. Еще совсем недавно падающий стремительными темпами рубль не вызывал у подавляющего большинства населения практически никаких эмоций. Люди, успевшие привыкнуть к жизни в «рублевой зоне» и свято верящие в то, что рост курса чужой валютыникак не скажется на жизни в России, практически не обращали внимания на происходящее. Отмечает Утро.ру.

Массовое прозрение, похоже, наступило только вчера, когда электронным табло обменников перестало хватать разрядов для отображения текущего курса. Во вторник по выражениям лиц и разговорам соотечественников можно было понять, что люди уже испытывают удивление, понимая, что что-то вокруг них стремительно меняется. Но при этом не понимают, что именно. Достаточно скоро это удивление сменится шоком. Сначала от скачка цен на товары и услуги, потом — от нарастающих проблем на рынке труда и много чего еще.

Экономические трудности уже скоро приведут к возникновению целого ряда вопросов к представителям власти. С последующим снижением жизненного уровня значительной части населения, предопределенным сложившейся экономической ситуацией, количество вопросов будет только расти.

Все это сегодня прекрасно понимают в Кремле и Белом доме, равно как и то, что нарастающие проблемы провоцируют не только ропот среди населения, но и недовольство и раскол элит.

Чтобы хоть как-то пресечь эти проявления, российским властям необходимо либо устранить существующие проблемы, либо имитировать активные действия по их решению. Первый пункт видится практически неисполнимым, так как проблемы имеют системный характер. Нынешние власти не обладают всей полнотой технологий по их разрешению. Со вторым пунктом все несколько проще, и необходимый инструментарий для этого у Кремля имеется. В том, что он будет использован, практически нет сомнений, так как развитие событий в скором времени начнет представлять угрозу уже для самого Кремля.

Подтверждением тому стали множащиеся слухи относительно скорой смены правительства или действующего премьера. Подобный исход не стоит сбрасывать со счетов. Экономическая ситуация качественно изменилась, и президенту не остается иного выбора, кроме как принести большую ритуальную жертву. В противном случае происходящее начнет отражаться уже на его собственном рейтинге.

Теоретически на роль такой жертвы могут претендовать глава ЦБ Эльвира Набиуллина, премьер-министр Дмитрий Медведев, а также правительство в полном составе. Что касается первого кандидата, то, чтобы успокоить население и элиты, одной отставки Набиуллиной вряд ли будет достаточно. Более того, большинство экспертов понимают, что прямой вины председателя ЦБ в обрушении рубля нет. Нет особой необходимости и в отставке всего правительства (за исключением, разве что финансово-экономического блока), которое работает боле или менее сносно. К тому же оно не блещет одиозными фигурами и яркими именами, в связи с чем его отставка не окажется достаточно громкой. Куда менее устойчивой видится позиция самого премьера. С одной стороны, имя Дмитрия Медведева достаточно известно, с другой — его возможное отстранение от дел не нанесет прямого ущерба экономическим и политическим процессам. В большинстве из них премьер напрямую не задействован.

Весьма вероятно, что о своем видении судьбы правительства и его отдельных членов Путин может заявить уже в четверг, 18 декабря, в ходе пресс-конференции, а возможно, даже и в течение сегодняшнего дня.

Вероятность скорой смены премьера сегодня достаточно высока, поэтому можно попытаться спрогнозировать, кто займет его место. В последние дни усиленно муссировалась возможность назначения на пост премьера бывшего главы Минфина Алексея Кудрина. В результате вчера сам экс-министр поспешил заявить, что никаких подобных предложений ему не поступало. Действительно это так или бывший глава Минфина просто скромничает, неизвестно.

Теоретически кресло премьера могли бы занять и нынешний мэр Москвы Сергей Собянин или кто-либо из когорты так называемых силовиков. Например, министр обороны Сергей Шойгу. Все из перечисленных кандидатов имеют достаточное количество сторонников в высших эшелонах власти, имеющих доступ к главе государства.

Впрочем, если отставка Дмитрия Медведева и состоится, сменить на посту премьера его может и куда менее известная персона. Как показывает весь опыт президентства Владимира Путина, глава государства старался избегать назначения главой правительства излишне самостоятельных и самодостаточных политиков. Пост премьера при нем всегда был техническим.

Поделитесь новостью