В Кыргызстане около 11 тыс. человек обслуживаются на дому. В это число входят одиноко проживающие пожилые граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети. За каждым из этих граждан закреплен социальный работник. Обслуживание оказывается на основании постановления правительства КР № 365 «Об утверждении Типового положения о социальном обслуживании на дому» от 5 июля 2011 года.
Немало таких людей постоянно проживают в специализированных учреждениях. Как рассказала начальник Управления по развитию социальных услуг, оказываемых лицам с ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам, Министерства соцального развития КР Бурул Суйуналиева, в государственных социальных стационарных учреждениях для престарелых и ЛОВЗ, психоневрологических больных детей и взрослых, проживают около 2300 человек.
«Нередко в этих учреждениях для престарелых и инвалидов, детей-сирот находятся лица, у которых есть совершеннолетние обеспеченные дети, родители, родственники. Нужно стараться предотвращать разлучение детей, пожилых граждан, ЛОВЗ с семьей с целью обеспечения их права на семейное окружение», – говорит Суйуналиева.
По ее словам, в вопросах социальной защиты более значимую роль должны начать играть органы местного самоуправления. Это касается и финансирования ими социальных услуг, различных центров реабилитации для пожилых и ЛОВЗ. Но пока, к сожалению, вопросы развития социальных, медицинских и образовательных услуг не являются приоритетной задачей для руководителей местных органов государственной власти. К тому же ресурсы часто сильно ограничены, и нет утвержденного списка социальных услуг, которые обязательно должны предоставляться на местном уровне.
Определенную работу в этом направлении проводят общественные организациия. Так, Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», в 2015 году планирует развивать сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту проживания.
«Конечно, нам понадобится поддержка и активное участие органов местного самоуправления для успешного проведения первичного обследованися и дальнейшего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья», – отмечает исполнительный директор ФЕЦА Динара Мусабекова.
По ее словам, чиновникам, в том числе и главам органов МСУ, всегда необходимо помнить, что расходы на социальную поддержку детей следует рассматривать как инвестиции в будущее страны. Основной задачей государства является создание системы социальной защиты, при которой ни один человек, нуждающийся в социальной поддержке, не должен остаться без внимания. При этом деятельность государства не должна принимать форму попечительства, которое бы ограничивало свободу, активность и возможность гражданина самому строить экономическое благополучие для себя и своей семьи. Просто всем лицам с ограниченными возможностями, кто может учиться и трудиться, следует оказывать содействие для выхода из трудной жизненной ситуации.