Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении своего опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Сегодня интеграция детей с ограниченными возможностями в массовые образовательные организации – это процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны.
«Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь», – говорит менеджер по проектам Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова.
Интеграция должна быть представлена в двух формах: социальной и педагогической. Первая форма предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к общей системе социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. В системе образования Кыргызской Республики сделаны в этом направлении определенные шаги. В школах была введена должность социального педагога, учителя прошли обучение по созданию доброжелательной среды, дети с ограниченными возможностями стали принимать активное участие в жизни школы.
Вторая форма – педагогическая интеграция, которая предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом. Педагогическая интеграция развивается, к сожалению, очень слабо. Как результат, дети с ограниченными возможностями не получают знания в должном объеме и подчас не могут справиться с учебными трудностями. Педагогическая интеграция предполагает комплексную помощь ребенку в учебно-воспитательном процессе. И конечно, такой подход можно реализовать при помощи нескольких специалистов, которые будут помогать учителю, – психолога, логопеда, дефектолога. Родители также не должны оставаться в стороне. Они активно должны помогать учиться своему ребенку, владеть знаниями о развитии его возможностей и внутреннего потенциала.
Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», привлек к работе группу специалистов для создания методического пособия по диагностике детей дошкольного возраста.
«Данное пособие освещает теоретические и практические вопросы организации психолого-педагогической диагностики психофизического развития детей раннего дошкольного возраста с целью обеспечения условий для личностно-ориентированного обучения и воспитания, а также выявления детей с проблемами психофизического и речевого развития в условиях школы или дошкольной организации», – отмечает Надирбекова.
По ее словам, обязательное условие эффективной интеграции – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в образовательных организациях: психологической, педагогической, социальной и медицинской.