В Законе Кыргызской Республики «Об образовании» говорится, что родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, государство при этом гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольных образовательных организаций для всех слоев населения. Также в законе прописано, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций.
В Кыргызстане в последнее десятилетие существует дефицит дошкольных организаций, и таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей возлагается полностью на родителей ребенка. Сегодня семья для ребенка, особенно в сельской местности, является первой и иногда почти единственной средой, формирующей его образ жизни. Многие родители не знакомы с технологиями развития и сохранения здоровья ребенка.
Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», привлек к работе группу экспертов для разработки и реализации мультидисциплинарного подхода в скрининге (первичном обследовании) и сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы, подготовленные в ходе реализации проекта, направлены на использование родителями, педагогами и медицинским персоналом современных методов и приемов обучения детей.
«Мы надеемся, что более активное применение ранней диагностики будет способствовать сокращению нарушений в развитии у детей», – отмечает менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова.
Многие родители интересуются состоянием своих детей, ведь каждый родитель желает знать – благополучно ли протекает развитие его чада и что нужно сделать для полноценного формирования личности малыша. Подчас родители просто не владеют информацией по детской физиологии, психологии, педагогике, а потому не всегда могут помочь своему малышу сохранить здоровье и познать окружающий мир. Поэтому, государству необходимо поддержать родителей в стремлении развивать своего ребенка. Нужно расширять знания родителей о методах воспитания, технологиях обучения счету, письму, чтению, знакомству с окружающим миром. Очень важно научить родителей работать над речью ребенка. Чем больше родители будут заниматься с ребенком, проводить с ним больше времени, тем успешнее будет развиваться малыш, и тем крепче будет институт семьи в нашей стране.